Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Введение

Введение

 

Мирозданье постигая,
Все познай не отбирая:
Что внутри, во внешнем сыщешь;
Что вовне, внутри отыщешь
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.

И.В. Гете

 

Фундаментом современной физической картины мира являются теория относительности и квантовая механика, возникшие в начале ХХ века. С момента своего появления эти теории вызывали многочисленные дискуссии, не утихающие и сегодня, и среди физиков и среди философов.

Замедление времени, искривление пространства, черные дыры, устройство наблюдаемой Вселенной - все это в компетенции теории относительности. Однако, несмотря на ее многочисленные успехи, многие вопросы так и остались нерешенными. Например, происхождение закона инерции. Почему предметы способны вечно лететь по прямой линии? Ведь свободное движение не имеет никакой видимой причины. Что такое инертная и тяжелая массы? Почему тела "падают"? Как преодолеть силы гравитации и возможно ли это в принципе? Как могла Вселенная возникнуть из "точки" в результате "Большого Взрыва"? Все эти и многие другие вопросы до сих пор волнуют исследователей. Несмотря на всю свою красоту и грандиозность, общая теория относительности дала в руки ученым только более утонченное описание тяготения с помощью понятия "искривленное пространство-время", но не его объяснение и не ответила на поставленные выше вопросы по существу.

Загадочным является и корпускулярно-волновой дуализм квантовой механики, на базе которой построена вся современная теория явлений микромира. Однако, не разобравшись в природе этого феномена невозможно двигаться дальше, например, по пути создания квантовой теории гравитации.

Не менее интересна и проблема трехмерности физического пространства. Почему пространство трехмерно? Существуют ли пространства большего числа измерений, как совместить их с наблюдаемым трехмерным пространством и что из этого следует?

Все это и многое другое является предметом нашего рассмотрения. При обсуждении указанных физических проблем для выявления истины мы используем определенный философский принцип - принцип материальности. Звучит он так: "В наблюдаемом физическом мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи". Однако этот философский принцип не просто знание, а знание в действии, его нужно уметь применять и правильно использовать при теоретическом осмыслении действительности, при упорядовачинии научных абстракций и приведении их в соответствие с многообразными объективными связями и отношениями. Последовательное проведение этого принципа позволяет не только выявить объективные закономерности, присущие природе, но и раскрыть материальное основание идей, или материальные корни абстракций. Он выступает главным теоретическим каналом, позволяющим привести научное знание в точное соответствие с отображаемой в нем объективной реальностью.

Таким образом, для познания физической истины нами привлекается философия, но не просто как сумма "физика плюс философия", а скорее как симбиоз физических и философских знаний, их взаимопереплетение.

Одна из основных функций философии - это преодоление противоречия между ограниченностью опыта и создаваемыми на его основе теориями и определение целей научного познания. Чем более общий и абстрактный характер имеет теория, чем более она удалена от опыта, тем большую роль в ее создании играют философские соображения.

Однако физика относится к философии предвзято и иногда даже пренебрежительно. Действительно, на первый взгляд она кажется чем-то внешним по отношению к науке, не более чем родом дилетантизма. Но на поверку оказывается, что дело обстоит далеко не так и философия заключает в себе нечто фундаментальное. Но если кто-либо попытается отыскать прямую зависимость физических теорий от философских систем, то он потерпит неудачу. Философские системы не оказывают непосредственного влияния на создание физических теорий. Для того, чтобы это влияние оказалось возможным, общефилософские принципы должны быть конкретизированы, переведены на язык данной физической теории.

Например, принцип материальности в своей общей формулировке, без дальнейшей конкретизации, не может быть включен в структуру физического познания. Чтобы включить его в свои рассуждения, физика должна сформулировать его в терминах своего языка. Лишь принимая в расчет конкретизированные формы философских идей, можно прийти к выводу, что философия пронизывает собой физическое познание. В противном случае она будет выглядеть лишь как общий культурный фон, влияние которого на научное познание носит косвенный и весьма отдаленный характер. Поскольку философия влияет на науку в форме конкретизированных философских принципов, следует сделать вывод, что для данной физической теории требуются строго определенные философские предпосылки. При рассмотрении физических теорий мы используем не только принцип материальности, но и принцип конкретности истины, принцип наблюдаемости и др. и на этой основе даются интерпретации тех или иных физических теорий.

Каждый философ, придерживающийся определенного философского направления, может считать, что его интерпретация той или иной физической теории самая лучшая, однако это не означает, что все интерпретации равноправны. Многообразие интерпретаций не упраздняет понятие истины и мы можем говорить как об истинных, так и о ложных интерпретациях теории. Истинность интерпретации может быть установлена не тогда, когда интерпретируемая теория берется в статике, а тогда, когда она будет сопоставлена с развивающейся теорией. При чтении статей, собранных в этой книге, необходимо всегда об этом помнить.