Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Заключение

Заключение

 

В книге на основе определенного философского подхода и под новым углом зрения мы проанализировали теорию относительности (специальную и общую), наметили путь к построению квантовой теории гравитации, рассмотрели многомерные пространства, обсудили квантовую логику и обобщенный принцип дополнительности Бора и в итоге пришли к определенным и в какой-то мере необычным выводам в каждой из этих областей.

Часто цитируемый гегелевский афоризм: "Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек" - иногда истолковывают несколько упрощенно: философия поспевает на научный форум последней, так сказать, к шапочному разбору, когда все уже открыто и решено без нее. Не выходя за рамки гегелевского афоризма действительно, можно согласиться, что философия приходит последней, но с одним дополнением: приходит, чтобы сказать далеко не последнее слово - и в смысле значительности и в смысле окончательности. В великом содружестве наук философия не гостья, а равноправный член.

Тезис о том, что положительное научное знание в каждой конкретной области не может быть выведено из философских принципов, не избавляет науку от следования этим принципам. У тех, кто сознательно стоит на определенных философских позициях, на передний план выступает последовательность в проведении философских положений. Речь идет не о простом согласии с ними, как с выводами "посторонней" науки, а о последовательном согласовании с этими положениями результатов частных наук. Другими словами, согласованность заключается вовсе не в том, чтобы принудительно "подгонять" одни выводы под другие, а в умении (даже в искусстве) видеть, что и философское и частнонаучное познание направлены на осмысление одних и тех же сторон одного и того же материального мира.

Физико-философский анализ специальной и общей теорий относительности позволил не только глубоко проникнуть в сущность этих теорий, но и решить одну из проблем современной физики - проблему инертности массы. Разгадка природы инертности ставит вопрос о возможности овладения силами гравитации.

Последовательный подход в поиске материальных корней пространственно-временных отношений в СТО и ОТО позволил проникнуть и на самый глубокий уровень действительности, в область планковских масштабов и энергий, и открыл новые возможности в ее изучении.

Следующая интересная проблема, стоящая перед современной физикой - это поиск ответа на вопрос: почему пространство имеет три измерения? Заранее ясно, что обоснование этой выделенности чисто математическими средствами совершенно бесперспективно. Мы показали, что трехмерность связана с фундаментальными свойствами физического мира. Нам также удалось осветить проблему размерности с новой точки зрения, введя понятие обобщенной размерности.

Интересное решение в многомерных пространствах нашла проблема сингулярности, возникающая в космологии. Загадка начальной сингулярности, как своеобразный дамоклов меч, висит над релятивистской космологией уже свыше полувека. В свете же нашего рассмотрения сделан определенный вывод, что в начале расширения Вселенная имела отличную от существующей размерность пространства и само возникновение Вселенной (Метагалактики) означало качественный скачок, связанный с изменением размерности пространства.

В книге намечен новый путь по построению квантовой теории гравитации, являющейся своего рода священным Граалем всей современной физики.

Принцип дополнительности Бора получил здесь дальнейшее и неожиданное развитие, недвусмысленно обосновав связь между рациональными и иррациональными аспектами природы, между наукой и религией, наукой и мистикой.

Наконец, в статье о непрерывном логическом мышлении автором намечена перспектива в создании квантовых компьютеров, способных не только вычислять, но и творить.

Таким образом, мы показали, как реально может быть использована философия в ее конкретном приложении к физике. Философия необходима науке для того, чтобы преодолеть противоречие между ограниченностью фактов и всеобщностью теории. Философские идеи часто используются учеными в полуинтуитивной форме. Становясь зрелой, наука преодолевает их, но они как феникс возрождаются вновь, так как обнаруживается, что без философского обоснования невозможно понимание достижений науки. Необходимость философии обусловлена тем, что наука находится в постоянном движении. Упразднение философии было бы упразднением и самой науки, ибо наука мыслима только как целенаправленный процесс познания.

Автор книги "Мирозданье постигая…" : Климец Александр Павлович