Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Волосатов

Столь малое сопротивление едва ли произведёт заметное изменение движений планет за десять тысяч лет».
В этой же работе Ньютон спрашивает, не является ли зрение результатом колебаний эфира в сетчатке и нервах.
Джеймс Максвелл (1831-1879 г.г.) в своих выводах о распространении возмущений от точки к точке утверждает: « Действительно, - если вообще энергия передаётся от одного тела к другому не мгновенно, а за конечное время, то должна существовать среда, в которой она временно пребывает, оставив первое тело и не достигнув второго. Поэтому эти теории должны привести к понятию среды, в которой и происходит это распространение». Максвелл не детализировал строение эфира, но представлял его как некую жидкость и вывел свои знаменитые уравнения, опираясь на представления Гельмгольца о движении вихрей в жидкой среде.
В XIX веке теория эфира находила поддержку у многих учёных. Так, для объяснения годичной аберрации света звёзд, открытой Бадлеем в 1728 году, Стоксом в 1845 году была высказана мысль об увлечении Землёй окружающего эфира, однако эта идея из-за сложности её на то время построения не была доработана, хотя она содержала в себе рациональные идеи.
Планк показал, что трудности, имевшиеся в гипотезе Стокса, можно избежать, если предположить, что эфир может сжиматься и подвержен влиянию силы тяжести. Планк отмечал, что это предположение указывает на существенную конденсацию эфира в поле силы тяжести. Около Земли эта конденсация по сравнению с открытым пространством составляет 60000, около Солнца – ещё в 28 раз больше. Дальнейшего развития гипотеза Планка не получила.
Многие учёные XIX века признавали факт наличия эфира и почти у каждого было своё понимание строения и функционирования его.
Так, Френель считал эфир неподвижным, представляющим сплошную упругую среду, в которой находится вещество частиц атомов, в общем никак не связанных с этой средой. Роль эфира – передача механических колебаний и волн.
Герцем была выдвинута идея полного захвата эфира материей. Позднее в опытах Физо был подтверждён лишь частичный захват эфира материей.
Теорией эфира как упругой среды предлагалась Навье (2824 г.), Пуассоном (1828 г.), Коши (1830 г.).
Новье рассматривал эфир как несжимаемую жидкость, обладающую вязкостью. Вязкость эфира рассматривалась им как причина взаимодействия между частицами вещества и эфиром, а также между эфиром и частицами вещества, следовательно, частиц вещества между собой.
Коши рассматривал эфир как сплошную среду и оперировал напряжениями и деформациями в каждой точке пространства.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.