Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Волосатов

Согласно Ньютоновской теории тяготения действие от одних частиц вещества к другим передаётся мгновенно через разделяющее их пустое пространство. Ньютоновская концепция пространства и времени представляла материю как изначально протяжённую и по природе своей неизменной, а сами пространство и время оставались в ней непознаваемыми путём опыта. Согласно принципу относительности классической механики все инерциальные системы отсчёта равноправны, и невозможно отличить, движется ли система по отношению к абсолютному пространству или покоится.
Несколько иной точки зрения на пространство и время придерживался Г. Лейбниц. Он также опирался на некоторые идеи Декарта. Особенность Лейбницевской концепции пространства и времени состоит в том, что в ней отвергается представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от неё. По Лейбницу пространство – это порядок взаимного расположения тел, существующих вне друг друга. Время – порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел. При этом Лейбниц в дальнейшем включил в понятие порядка также и понятие относительной величины. Представление о протяжённости отдельного тела, рассматриваемого безотносительно к другим по концепции Лейбница не имеет смысла. Пространство есть отношение («порядок»), применимое лишь ко многим телам, к ряду тел. Можно говорить только об относительном размере данного тела в сравнении с размерами других тел. То же можно говорить и о длительности: понятие длительности применимо к отдельному явлению постольку, поскольку оно рассматривается как звено в единой цепи событий. Протяжённость любого объекта, по Лейбницу, не есть первичное свойство, а обусловлено силами, действующими внутри объекта. Внутренние и внешние взаимодействия определяют и длительность состояния, что же касается самой природы времени как порядка сменяющихся явлений, то оно отражает их причинноследственную связь. Логически концепция Лейбница связана со всей его философской системой в целом.
Однако Лейбницева концепция пространства и времени не играла существенной роли в естествознании XVII-XIX веков, т.к. она не могла дать ответы на вопросы, поставленные наукой той эпохи. Прежде всего, воззрение Лейбница на пространство казалось противоречащим существованию вакуума. Кроме того, они явно противоречили всеобщему утверждению в единственности и универсальности евклидовой геометрии. Наконец, концепция Лейбница представлялась непримиримой с классической механикой, поскольку казалось, что признаки чистой относительности движения не даёт объяснения преимущественной роли инерциальных систем отсчёта.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.