Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Волосатов

решение вопроса о квантовании пространства и времени тесно связано с проблемами структуры элементарных частиц. Появились исследования, в которых вообще отрицается применимость к субмикроскопическому миру понятий пространства и времени. Однако понятия пространства и времени, по мнению современной науки, ни к метрическим, ни к топологическим отношениям известных типов не должны сводиться. Этим выводом сегодняшняя наука показывает своё бессилие постичь глубокий микромир.
Тесная связь пространственно-временных свойств и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе симметрии пространства и времени. Ещё в 1918 году (Э. Нётер) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени – закон сохранение энергии, изотропности пространства – закон сохранения момента количества движения. Таким образом, типы симметрии пространства и времени как общих форм координации объектов и процессов взаимосвязаны с важнейшими законами сохранения. Симметрия пространства при зеркальном отражении оказалась связанной с существенной характеристикой микрочастиц – с их чётностью.
Одной из важных проблем пространства и времени является вопрос о направленности течения времени. В Ньютоновской концепции это свойство времени считалось само собой разумеющимся и не нуждающимся в обосновании. У Лейбница необратимость течения времени связывалась с однозначной направленностью цепей причин и следствий. Современная физика конкретизировала и развила это обоснование, связав его с современным пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой материальных процессов, как развитие, являющееся принципиально необратимым.
К проблемам пространства и времени, также обсуждавшимся ещё в древности, относится и вопрос о числе измерений пространства и времени. В Ньютоновской концепции это число считалось изначальным. Однако ещё Аристотель обосновывал трёхмерность пространства числом возможных сочетаний (делений) тела. Интерес к этой проблеме возник в XX веке в связи с развитием топологии. Бауэр установил, что размерность пространства есть топологический инвариант – число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства.
В ряде исследований была показана связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля (Г. Вейль), между трёхмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц. Всё это показало, что число измерений пространства и времени неразрывно связано с материальной структурой окружающего мира».


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.