Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Волосатов

Следует, наконец, перестать отождествлять термины «механический» и «механистический» как это, к сожалению, нередко имеет место в современной научнофилософской и физической литературе» (с этими мыслями автор полностью согласен).
Некоторыми учёными делались попытки обнаружить экспериментально наличие эфирного ветра. Т.к. Земля движется вокруг Солнца со скоростью около 30 км в секунду, то при наличии вокруг стоячего эфира предполагалось возможным его обнаружить. Такие эксперименты проделали Мейкельсон и Морли. Они разработали прибор – интерферометр и на нём сделали попытку подтвердить теорию Френеля и Лоренца о неподвижном эфире. Наличие эфирного ветра ожидалось обнаружить по изменению скорости света, допускаемого вдоль направления эфирного ветра, направление которого совпадает с орбитой Земли. Хоть и считается, что в первых экспериментах ни в 1881 году, ни в 1887 году такое движение не было обнаружено, однако было отмечено наличие некоторой скорости, которую условно можно было бы приписать эфиру. Уже значительно позже в 1927 году при продолжении экспериментов Миллеру удалось обнаружить эфирный ветер, увеличивающийся с увеличением высоты. Но эти результаты уже не принимались во внимание учёными.
Одновременно с развитием теории эфира развивалась точка зрения об отсутствии эфира как такового в природе.
Наибольший удар по этой теории был нанесён в работе «Принцип относительности и его последствия» А. Эйнштейна, изданной в 1910 году в ней он отмечал, что «нельзя создать удовлетворительную теорию, не отказавшись от существования некой среды, заполняющей всё пространство». Позже в работах «Эфир и теория относительности» (1920г.) и «Об эфире» (1924 г.) Эйнштейн изменил свою точку зрения относительно существования эфира, однако это обстоятельство малоизвестно и не повлияло на отношение к эфиру со стороны большинства физиков-теоретиков.
Академик Я. И. Френкель в некоторых работах «На заре новой физики» (1970 г.) категорически отрицал существование мирового эфира, сравнивая поиск свойств эфира с «богоискательством и богостроительством» и отстаивал принцип дальнодействия.
В настоящее время идеи, связанные с «дальнодействием», продолжают развиваться, но всё чаще в них применяются термины такие как «физический вакуум», «возбуждённый вакуум», «вакуумная жидкость», «магнитные поля», «торсионные поля» и др., что в конечном итоге возвращает к понятию мировой среды - эфиру.
Особо выдающуюся роль в развитии теории эфира следует отдать современнику и соотечественнику Ацюковскому В.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.