Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Поэтому все живущие около моря и в других землях большую имеют к ним веру. <...> И все живущие вблизи моря большую веру имеют к монастырю Соловецкому, потому что видели от их начальников многие чудеса»55. Православное богословие моря и корабля связано с идеями испытания твердости веры, с мотивами покаяния, с учением о Божественном Промысле. Следование заповедям Божьим или их забвение определяет и «попутный» либо «беспутный» путь моряка, которому во время плавания сопутствуют покой и благорастворение воздухов либо мятеж моря, испытывающий поморскую душу на духовную крепость. Потому столь разителен контраст в описании плавания по Белому морю праведников, достигших высот свя¬тости, и простецов, довольствующихся теплохладною верою. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, живущие в полном согласии с гармонией Божественного Домостроительства, не встречают никаких препятствий на своем пути в море: «Воз¬вратился Зосима к Герману и, все приготовив к плаванию, отправились в путь. И Божиим устроением дул попутный ветер, и на второй день достигли они острова Соловецкого»; «И молитвами преподобных Савватия и Зосимы подул попутный ветер. Возрадовался духом раб Божий Зосима, видя, что помогают ему молитвы святого Савватия. <...> Подняли паруса и с Божией помощью вскоре достигли оби¬тели за один только день»; «После же молитвы — святой (Савватий. — Н.Т.) пошел на берег к морю. И нашел на берегу судно с полным снаряжением, готовое к пла¬ванию. И усмотрев в этом Божье попечение, не возвратился в келью, но сел в судно и в путь отправился по морю, веря, что Бог его направит, чтобы обрести желаемое. И было легким плавание: на море стояла тишина и веял тихий ветер. Блаженный же молился, говоря: "О, Владыка! Ты сотворил море силою Твоею и волн его возму¬щение Ты укрощаешь!" И так, хранимый Божьей благодатью, вскоре он переплыл морскую ширь — всего лишь за день и приплыл на Выгу»56.
Если путь праведника по морю всегда легок и скор, то для человека, забывшего о Боге, погрязшего в житейской суете, плавание по морю сопряжено с блужданиями и бурями, с постоянным пребыванием на грани жизни и смерти. Мотив выбора

6 Зак. 519

81

правильного (праведного) пути на море связан не только и не столько с реалиями мореходной (штурманской) практики, сколько с духовной лоцией человека, на кото¬рой начертан единственный «узкий» путь, ведущий к Богу. «Поэтому опираться только на "кормчие" звезды недостаточно: нужно нечто "кормчее" в самом себе, что указывало бы на путь и вело бы корабль человеческого Я в правильном направле¬нии среди жизненного моря»57.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.