Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

д.). Традиция погребения умерших на острове сохраня¬лась у карел до недавнего времени65.
Образ острова мертвых занимал важное место в ритуально-мифологической мо¬дели мира саамов. По свидетельству финского исследователя Н. Стора, из 220 саам¬ских могильников, отмеченных в книге Э. Манкера, 98 располагались на островах66.
Островные могильники функционировали не изолированно, но вместе с други¬ми культовыми объектами (лабиринтами, сеидами и т. п.) входили в состав святи¬лища, топография которого превращала остров в сакральный центр «иного мира».
Норвежский археолог Б. Ульсен отмечает, что в прибрежной части Финнмарка каменные лабиринты, как правило, локализуются на маленьких островках в непо¬средственной близости от саамских могильников. Пространственная сопряженность лабиринтов и могильников раскрывает связь лабиринтов с погребальным ритуалом, в процессе развертывания которого совершается переход из мира живых в мир мертвых67.
20

Восприятие острова как сакрального центра иного мира ярко проявляется и в северно-русских преданиях о чуди. В Пудожском уезде на Водлозере «до сих пор показывают на Кинг-остров, на котором, по преданию, были уничтожены остатки Чуди, спасшейся на этот остров: тут и легла вся Чудь. Этот остров считался священ¬ным: он порос лесом, и рубить этот лес считалось греховным и опасным»68. В пудожском предании встречается практически весь набор семантических мотивов, связанных с образом острова. Остров как элемент сакральной географии соотносит¬ся с центром иного мира в его хтонической (остров мертвых) и этнической (чудской остров) ипостасях. С островом связан мотив борьбы-поединка хтонического (чуд¬ского) начала с мироустроительным движением славяно-русской колонизации. В се¬верно-русских преданиях раскрывается хтоническии образ острова как места, где обитают иноземцы, разбойники и змеи. Связь острова с иноэтничной средой про¬слеживается в топонимической легенде о происхождении названия острова Немец¬кий Кузов. На этом острове отмечено большое скопление саамских сеидов, которых «поморы называли "окаменевшими немцами". Старинное поморское предание по¬вествует, что когда-то очень давно "немецкие люди" (шведы) хотели напасть на Соловецкий монастырь и разграбить его. В море, на полпути к Соловкам, их настиг¬ла буря, и враги вынуждены были высадиться на одном из Кузовых островов... Но бог "покарал" их в тот самый момент, когда они сидели вокруг костра, и превратил их в камень»64. Мифологический мотив борьбы с существами хтонической, инозем¬ной природы явно звучит и в поморском топонимическом предании о происхожде¬нии названия Аникиева острова на Мурмане.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.