Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


В настоящее время теософская проблематика развивается в трудах Г.Д. Гачева, который стремится постичь мудрость «национальных образов мира», выстроить их сравнительную перспективу, исходящую из представления о национальной целост¬ности как Космо-Психо-Логосе. «Подобно тому, как каждое существо есть троичное единство: тело, душа и дух, — так и всякая национальная целостность есть един¬ство местной природы (Космос), характера народа (Психея), склада мышления (Ло¬тос). В Космо-Психо-Логосе три элемента (уровня) находятся в отношении и соот¬ветствия (тождества друг другу), и взаимной дополнительности (противоположно¬сти и уравновешивания)»3.
Космософская этнология Г.Д. Гачева с ее антропологическим представлением о народе как тринитарной «национальной целостности» (дух, душа и тело) весьма созвучна персоналистической (проспологической) концепции народа как соборной или симфонической личности, сформулированной в трудах евразийцев (Л.П. Карса¬вин). Подобные воззрения на народ как личность укоренены в русской религиозно-философской мысли (И.О. Лосский), в православном богословии. «Согласно персо¬налистической метафизике, каждый народ есть личность высшего порядка... Лич¬ность народа, как и всякая личность, есть своеобразный, единственный в мире индивидуум»4. Развивая персоналистическую концепцию народа, современный пра¬вославный богослов, председатель отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн Экономцев следующим образом определил соотношение религии и народа-этноса: «Этнос приобретает черты, свойственные отдельной человеческой личности, и, прежде всего, неповторимость, уникальность. Ее сущность, как и сущность человеческой личности, оказывается невыразимой в понятийных категориях... За абстрактным определением всегда будет оставаться еще нечто, причем самое главное, составляющее уникальную особенность личное-
40

ти, ее сущность, что возможно выразить разве только средствами искусства. Это иррациональное начало, неизменное, внемирное, а потому и религиозное, присут¬ствует и в этносе. Вот почему этногенез — это не только естественный, происхо¬дящий во времени исторический процесс, но и таинство. Иррациональное этничес¬кое начало есть душа нации, ее идеал, ее геном, в котором зашифрована ее судьба,
.
вплетенная в общую судьбу человечества. По православному учению, каждая чело-
веческая личность является богоизбранной, каждому из нас дан в изобилии тот или иной харизматический дар, и от нас самих зависит отвергнуть его или принять и в какой мере принять.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.