Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

— М., 1995. — С. 604.
45
Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва. 1996. № 1. —
С. 176.
46
Мяло К, Севастьянов С. Крест над Россией // Москва. 1995. № 2. — С. 141.
47
Коринфский А.А. Народная Русь... — С. 73.
48
Ключевский В.О. Курс русской истории... Т. 1. — С. 83—84.
49
То же. — С. 84—85.
50
Там же.




РЕЛИГИОЗНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И МИСТИКА БЕЛОГО МОРЯ

Русская мифология и мистика моря является порождением и частной разновид¬ностью такого универсального религиозного феномена, как водный символизм, вхо¬дящий в самые основания религиозно-мифологических систем разных народов мира. Универсализм и фундаментализм водного символа в мировых мифологиях зиждется на архаических представлениях о том, что вода — «первоначало, исходное состоя¬ние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса»1. Вода — это не только порож¬дающее лоно и крестильная купель мира и человека, но и та смертная материя, в которую они облекаются и претворяются на краю — «на берегу» времени и про¬странства. Являясь универсальной сокровищницей всего религиозного опыта чело-вечества, памятующего о своем происхождении из вод мирового океана, водный, или морской, комплекс представлений по-разному осваивался и продуцировался, выражался, воплощался в мифопоэтических моделях разных народов мира. Для русского, эсхатологически настроенного религиозного сознания с его неуемной при¬вязанностью к крайним полюсным ситуациям было актуальным обращение к фина-листской ипостаси мифопоэтического образа водной стихии, к мифологеме распа¬дающегося космоса, возвращающегося к аморфным плавающим обломкам перво¬бытного водного хаоса, то есть к тому Божественному Ничто, в котором сходятся начала и концы всего сущего.
Восхищаясь и умиляясь божественной красотой, гармонией, умиротворенно¬стью, «благорастворенностью воздухов» моря в тихую, ясную погоду, русская душа тем не менее исподволь, подспудно, безотчетно жаждет бури, взыскует испытать себя в смертной схватке с разбушевавшейся морской стихией, стремится заглянуть и окунуться в пучину первобытного водного хаоса, в котором сокрыта таинственная книга бытия. Поэтому смятенному состоянию русской души, обремененной неус¬танными поисками ответов на последние вопросы таинства Божественного Домо¬строительства, более всего соответствует то смутное состояние моря, которое изоб¬ражено писателем-маринистом и философом Джезефом Конрадом. Морякам «слу¬чалось видеть его таким старым, как будто со дна его, из недвижимых пластов ила поднялись на поверхность древние незапамятные века.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.