Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Так весь необъятный мир, вся Вселенная включались в сознание человека, который и внутри сравнительно небольшой волости, идя из одной деревни в дру¬гую, постоянно перемещался от "дольнего" — земного к "горнему" — небесному. Всякий путь, а тем более к святому месту, имел и религиозно-нравственный смысл. Поэтому-то церкви нередко ставили чуть в стороне от жилья, а монастыри и того дальше, но так, чтобы они всегда могли быть ориентирами — пространственными и духовными одновременно»102.
207

ПРИМЕЧАНИЯ
1
Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангель¬
ской епархии. — Архангельск, 1916. — С. 19.
2
Топоров В.Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духов¬
ной культуре — *svet // Языки культуры и проблемы переводимости. — М., 1987. — С. 189.
3
Там же.
4
Павлов-Силъванский Н.П. Феодализм в России. — М., 1988; Богословский М.М. Зем¬
ское самоуправление на Русском Севере в XVII веке. — Ч. 1—2. — М., 1909—1912; Юш¬
ков СВ. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV—XVII вв. — СПб.,
1913.
5
Юшков СВ. Очерки... — С. 10.
6
Там же.
7
Там же.
8
Вениамин (архим.) Новая Скрижаль. — СПб., б. г. — С. 12.
9
Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губер¬
нии. — М„ 1878. — С. 169.
10
Снегирев И. Москва: Подробное историческое и архиологическое описание горо¬
да. — Т. 1. — М., 1865. — С. 179.
11
Богословский М.М. Земское самоуправление... — Т. II. — С. 32.
12
Юшков СВ. Очерки... — С. 32.
13
Древнерусский приход... — С. 8.
14
Юшков СВ. Очерки... — С. 32.
15
Ушаков Ю.С Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. — С. 95.
16
Петрухин В.Я. Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция //
Художественный язык средневековья. М., 1982. — С. 143—158.
17
Лебедев Л. Богословие Русской Земли как образа обетованной Земли Царства Небес¬
ного // Тысячелетие крещения Руси. — М., 1989. — С. 145.
18
То же. — С. 148.
19
То же. — С. 171.
20
Ушаков Ю.С. Ансамбль... — С. 95.
21
Писцовая книга Белозерского уезда 1585 года. — М., 1984.
22
Байбурин А.К. К семиотике кладбища у восточных славян // Семиотика культуры. —
Архангельск, 1988. — С. 26.
23
Смирнов В.И. Народные похороны и причитания в Костромском крае // Второй этно¬
графический сборник, — Кострома, 1921. — С. 53.
24
Милъчик М. И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. —Л., 1981.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.