Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Для обуздания стихий¬ных сил хаоса совершались особые окказиональные обряды. Важнейшим средством обуздания вредоносных сил считалось изготовление «обыденных» полотенец и строи¬тельство «обыденных» храмов. «В северно-русской народной медицине использу¬ются и другие «обыденные» вещи, например, пиво, творог и т. п.»87. «Обыден¬ный» — то есть изготовленный в течение одного дня (одних суток) с полным со-блюдением всего технологического цикла.
«Обыденные» вещи и продукты (полотенце, храм, пиво, творог, хлеб) обладали высочайшим сакральным (семиотическим) статусом, составляя атрибутивный кос¬тяк ритуально-мифологической системы восточных славян. Технология их изготов¬ления тем или иным образом соотносится с мифологемами Творения как процесса «вторичной» переработки исходных продуктов, превращения «сырого» в «вареное», «Природы» в «Культуру». Другими словами, «обыденная» технология моделирова¬ла сакральную технологию Творения мира как процесса его воссоздания из тех исходных первоэлементов, на которые распался космос «в смутные времена» гос¬подства хаоса. При этом каждый из обыденных предметов воспроизводит какой-то отдельный (частный) аспект устройства мироздания или, точнее, по-разному его описывает. Изготовление полотенца и приготовление пива восстанавливало разру¬шенные мировые связи (медиативные функции нити и опьяняющих напитков). С другой стороны, приготовление обыденных продуктов (пива, творога, хлеба) описы¬вает космогенез как процесс их «рас-творения», брожения, распухания, заполнения хаоса пустого пространства. Но если замещение пустоты отражает лишь аморфные, количественные (предварительные, начальные) аспекты и этапы космогенеза, то про¬цесс его дальнейшей (качественной) доработки связан с созданием таких структур¬но упорядоченных сакральных объектов, как храм, представлявший собой идеаль¬ную модель мироздания.
Моделирующие (космизирующие) функции храма отразились в широко распре¬деленном на Русском Севере обряде строительства обыденных часовен и обыден¬ных церквей.
В переписных книгах часовен нередко встречаются записи, в которых сообща¬ется, что «построена та часовня по обещанию однодневно не в давних годах всеми крестьяны для того случая, что был скотинный падеж»88. Известный русский худож¬ник В.В. Верещагин, путешествовавший в конце XIX в. по Северной Двине, сделал описание двух обыденных церквей в красноборских деревнях Туровец и Цивозеро: «Ездил в соседнюю деревню Цивозеро, с деревянного же "обыденною" церковью. В 1650 году здесь был большой падеж скота, от которого население спаслось построй¬кой этой церкви, общими силами, в один день — отсюда название "обыденной" церкви — в честь покровителя животных Флора и Лавра»89.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.