Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


* * *
Страннический тип русского пространственного менталитета роднит его с шаманским языком пространства ненцев и лопарей-саамов. Шаман — харизмати¬ческий лидер этих народов Арктики — являлся монопольным знатоком и храните¬лем пространственной организации мироздания, главным путешественником и куль¬турным героем. Однако, если шаман путешествует по хорошо известному, цикли¬чески замкнутому, из ритуала в ритуал повторяемому пространству макрокосма, то русский странник устремлен в неизвестное. Подобно странствующему герою рус¬ского фольклора, он идет «туда, не знаю куда» или «куда глаза глядят». Для шама-нистского языка пространства не существовало никакой объективной внеположен-ной реальности, кроме вечной и абсолютной реальности собственной космологии, что в принципе не предполагало какого-то внешнего («технологического») освоения арктического пространства. В этом смысле шаманский тип освоения пространства
228

близок русскому, странническому. Странник, хоть и «ходит по земле, но стихия его воздушная» (Бердяев). Однако, если шаман ищет подтверждения незыблемости, ус¬тойчивости мира, то русский странник взыскует обрести преображенный мир «но¬вого неба и новой земли». Мир странника развернут и устремлен в грядущее. Мир шамана свернут в космологический цикл. Поэтому шаманский тип освоения про¬странства сводился к наложению мифологической географии космоса на реальную географию Арктики. География арктического пространства превращалась в ее кос¬мографию, в пределах которой и развертывался циклический мифо-ритуальный сценарий жизни северных номадов — оленеводов, рыбаков и охотников.
Исходя из единой шаманистской парадигмы, ненцы и саамы создали глубоко различные, этнически своеобразные механизмы освоения арктического простран¬ства и основанные на них стереотипы пространственного поведения.
Сакральное пространство ненецких тундр
Архаическая модель мира ненцев, как и других шаманистских народов, порож¬дала линейное (динамическое) восприятие пространства, которое, однако, суще¬ственно отличалась от линейности хронотопа христианских культур своей сверну¬тостью в замкнутый цикл. Динамическая концепция организации пространства воплотилась в устройстве ненецкого жилища — чума, выполнявшего не только утилитарные функции, но и являвшегося важнейшим средством описания устрой¬ства мироздания, его материализованной моделью. Чум воплощал в себе как дина¬мические, так и статические аспекты космоса. Сама идея разборности и переноси¬мости ненецкого жилища моделировала динамический аспект бытия, а его конст-рукция — статический.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.