Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Священными свой-
178

ствами единичности наделяется не только храм, но его создатель — Мастер. Есть только один-единственный Храм, точно так же — есть только один-единственный Мастер. В этом образе единичности проявляется божественная природа храма и его создателя, поскольку существует только один Творец — Бог, а человек может тво¬рить только в сопричатии, в синергии с Ним. Единичность храма и его творца предполагает и их предельность, конечность. То есть храм воспринимается не толь¬ко как единственный, но и как последний. И в этом нельзя не усмотреть известного тождества между мифологемами строительства храма и религиозно-политической идеологией строительства Русского государства. Москва — это не только един¬ственный центр православного мира, но и третий, последний Рим, «а четвертому не бывати». Мифология строительства государства и храма пронизана эсхатологиче¬скими предчувствиями и ожиданиями. Как завершение строительства (истории) Московского царства знаменовало бы конец Всемирной истории и перевод ее в постисторическую перспективу Апокалипсиса, так и завершение строительства храма означало окончание земного пути и трудов его создателя. Мастер забрасывает свой священный топор и таинственным образом исчезает либо пьет мертвую. Смерть («таинственное исчезновение») Мастера так же загадочна, как и его явление — «эпифания». Он неизвестно откуда является в мир для того, чтобы исполнить свое божественное предназначение (воздвигнуть храм), и столь же таинственно исчезает. В загадке Мастера кроется разгадка глубинной сути художества северных зодчих, претворивших в храмовых ансамблях Русского Севера образы Горнего мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Ключевский В.О. Курс русской истории. — Т. 2. М., 1988. — С. 234.
I
Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. — Т. 2. М., 1988. — С. 12.
3
Настольная книга священнослужителя. — Т. 6. М., 1988. — С. 170-171.
4
Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангель¬
ской епархии. — Архангельск, 1816. — С. 3.
5
Акты Холмогороской и Устюжской епархии. Кн. III. — СПб., 1908. — С. 442.
6
То же. — С. 446.
7
Там же.
8
Сибирцев ИМ. Исторические сведения из церковно-религиозного быта г. Архангель¬
ска в XVII и первой половине XVIII веков. — Архангельск, 1894. — С. 37.
9
Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. — Казань, 1921. — С. 54.
10
Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. — Л., 1975. — С. 109.
II
Настольная книга... — С. 177.
12
Вениамин (архим.).


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.