Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Она жаждет формы, границы, того, что именуют духовным трезвением. Поэтому единственной стихией, которая воплощает в себе все переходы и переливы текучей русской души, является вода (река, море). «Так лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов — и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или дерево. Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность»50.
Водная (морская) стихия, выражающая всю полноту «русскости», соединяет в себе и всю беспредельную широту степного, и предельную духовную глубину лес¬ного. Море для русского человека есть тот божественный мрак, который открывает путь к познанию последних вопросов бытия. И поэтому совсем не случайно, но глубоко промыслительно то, что предводителем русского народа, подлинно нацио¬нальным русским святым (которого иноземцы именовали даже «русским Богом») стал Николай Чудотворец (Никола Морской) — покровитель мореплавателей, рус¬ский морской бог.
ПРИМЕЧАНИЯ
1
Савицкий П.Н. Географический обзор России — Евразии // Мир России — Евразия.
Антология. — М, 1995. — С. 227.
2
Евразийство (опыт систематического изложения) // Мир России — Евразия. Антоло¬
гия. — М., 1995. — С. 253—254.
60

3
Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М., 1998. — С. 33.
4
Лосский И.О. Достоевский и его христианское миропонимание. — В кн.: И.О. Лос-
ский. Бог и мировое зло. — М., 1994. — С. 223.
5
Игумен Иоанн (Экономцев). Православие и этнос в конто к<ле русской истории // Путь
православия. — 1993. — № 17 — С. 108—109.
6
Карташев А.В. Крещение Руси Святым князем Владимиром и его национально-куль¬
турное значение // Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси. — М., 1991. —
С. 32.
7
Архимандрит Алипий, архимандрит Исайя. Догматическое богословие. — М., 1994. —
С. 260.
8
Булгаков С.Н. Свет Невечерний. — М., 1994. — С. 223.
9
Флоренский П.А. Анализ пространственности. — В кн.: Иконостас. — СПб., 1993. —
С. 321.
10
Флоренский П.А. У водоразделов мысли. — М, 1990. — С. 221—222.
11
Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. — С. 83.
12
Денисова ИМ.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.