Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


Первый русский писатель-маринист, монах Соловецкого монастыря Сергей Шелонин — автор «Сказания о перенесении мощей святых Иоанна и Логгина Ярен¬гских» изобразил в нем разные состояния морской стихии — «тишины» и «смуты» как два разных состояния «внутреннего» моря человеческой души. Стремление к постижению последних вопросов бытия, заложенных в самой архетопике Поморья, определило и личностный выбор первого русского ученого М.В. Ломоносова, кото¬рый бросил вызов силам природы и самозабвенно проник в зияющую и смертельно опасную бездну таинства материального мира.
В поморской персонологии отчетливо различимы и другие типы духовных и земных странников: это и староверы с их тягой к самосакрализации, самосожже¬нию, к последней своей самости. Это и мореходы и землепроходцы, устремленные на поиски пределов русского земного круга. Но у всех у них, грядущих вглубь, ввысь, вдаль, вширь по путям Божественного мироздания, общая родина — Помо¬рье, которое порождало человека, открытого миру, готового сделать своей опорой Ничто, бездну. «На зыбкой основе моря, над бездной нельзя выстроить дом и ни¬чего другого, кроме главного и единого на потребу — своей жизни и, следователь¬но, самого себя»49. Осознавая это, поморы говорили о себе: «Нашего брата закину¬того, поморского человека дом-от не держит; так и не привыкаешь к нему».
Поэтому высший смысл поморской культуры, ее аксиологический центр был связан не со стяжанием ценностей «мира сего», но с отказом от этого мира, с преодолением законов «земного» тяготения и переходом в иное, «морское» изме-
77

рение, открывавшее перед странником новые горизонты выбора жизненного пути, строительства собственной личности, духовного, душевного и телесного само¬устроения.
Титаническим личностным пафосом пронизано «Житие» преподобного Варлаа-мия Керетского, который в буквальном смысле выстроил свой жизненный путь над пучиной моря. «Варлаам, уроженец Керети, жил во время царствования Ивана Гроз¬ного. Он был священником в городе Коле, в церкви Николы Чудотворца. "Видев убо его диавол всяческими добродетелями украшена", "простре сеть во уловление пра-веднаго": Варлаам свершил тяжкое преступление — убил свою жену. Раскаявшись в соделанном, он* "недостойна себе судив, еже священная действовати, но паче из¬волил страдать за грех, — еже с мертвым телом по морской пучине с места на место плавати, дондеже оно мертвое тело тлению предается". Варлаам плавает в карбасе с трупом жены "от Колы около Святого Носа даже и до Керети". "И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпу¬щении греха".


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.