Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Эту истину твердо знали сами создатели топонимического мифа: «Местные люди помнят некоего писца Панина, который в тысяча шестьсот двадцать восьмом году по слову мирскому избран был налагать в Заонежье имена и прозвища на села: села эти... с божьей помощью выросли и жили безымянными, но нельзя же было оставаться им некрещенными всю жизнь»100.
Жители Русского Севера, ощущая бессмысленную пустоту своей «безымян¬ной» жизни, придавали самому акту имянаречения священный смысл таинства крещения и уповали на пришествие Крестителя, который преобразит «немотствую¬щее» пространство деревенского мира, просветит и одухотворит его жизнетворной энергией имени. Русская народная этимологическая мысль, порождающая топони¬мические легенды и предания, строится не на скрупулезном лингвистическом ана-
119

лизе внешней форме топонима (которая может быть абсолютно случайной), но на вере в истинность имени, на доверии к священному авторитету имядателя, который во внешне случайном для непосвященного звуке и слове являет Промысл Божий о мире и человеке. В исторических преданиях Русского Севера священным статусом имядателя, своеобразной ономастической харизмой наделяются либо крестьянский мир, который через своего избранника «оглашает» соборное определение имени, либо царь, который, объезжая свои земли, «жалует» именами города и веси, села и деревни, страны и народы.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Патент A.M. Петр Первый и веротерпимость // Аз. — Л., 1990. — С. 21.
2
Бунин НА. Окаянные дни. — М., 1991. — С. 85—87. С. 119—120.
3
Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры
(до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. — М., 1994. Т. 1. — С. 224.
4
Живов В.М. Азбучная реформа Петра Первого как семиотическое преобразование //
Труды по знаковым системам. — Тарту, 1986. Вып. XIX. — С. 54.
5
Фрезер Дж. Золотая ветвь. — М, 1980. — С. 194.
6
Анисимов Е.А. Время петровских реформ. — Л., 1989. — с. 18-19.
7
Соловьев СМ. Публичные чтения о Петре Великом. — М., 1990. — С. 418.
8
Панченко А. М., Успенский Б.А. Иван Грозный и Петр Великий: концепция первого
монарха // Труды отдела древнерусской литературы. — Л., 1983. Т. 37. — С. 61.
9
Петр Первый. Предания, легенды, сказки и анекдоты. — М., 1993. — С. 33.
10
Ключевский В.О. Курс русской истории. — М., 1989. Т. 4. — С. 42.
11
То же. — С. 29.
12
Коничев К. И. Петр Первый на Севере. — Л., 1973. — С. 282.
13
Анциферов Н.П. Душа Петербурга. — Л., 1990. — С.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.