Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


191

Анализируя структуру и семантику вятской ярмарки, Д.К. Зеленин выявил ее сходство с погребально-поминальной обрядностью (тризной). Как ярмарка, так и тризна сопровождались кулачными боями, разнообразными состязаниями, увеселе¬ниями, шумом, оформлялись особыми обрядовыми атрибутами, в частности, изоб¬ражениями предков. Вероятно, именно этим можно объяснить появление в ассорти¬менте товаров вятской ярмарки антропоморфных глиняных и гипсовых фигурок — позднейших модификаций образов предков.
Вятская ярмарка-тризна является во многом уникальным, заповедным феноме¬ном, сохранившим свою архаическую целостность благодаря ряду обстоятельств, в том числе переводу части своих существенных характеристик на язык «несерьезно¬го» (детского) праздника — игры: «В настоящее время это детская ярмарка, с преи¬мущественной продажей детских игрушек; дети охотнее всего покупают глиняные "свистульки" и свистят в них. Но в старину было нечто другое»41.
В других регионах Русского Севера сохранились лишь отдельные элементы целостного ярмарочно-поминального комплекса, представленные, например, исто¬рическими преданиями «О панах», в которых раскрывается мифологическое проис¬хождение традиции семицкого поминовения «заложных» покойников. В Лодейно-польском уезде в Семик «поминают "панов", т. е. убитых в смутное время поляков. В честь их варят кисель, который и едят у часовни в роще»42. Н.А. Криничная в своей работе, посвященной анализу преданий Русского Севера, выделила основные семантические составляющие образа «панов»: «Паны — это почитаемые умершие, предки, от которых зависит будущий урожай и которым посвящается специальный праздник — Киселев день. "Паны", "панки" — это антропоморфные скульптурные изображения, которые служат воплощением предков и вместилищем их душ. И наконец, "паны" — это холмы, курганы, могилы»43.
Помимо этиологических мифов об установлении праздников поминовения «за¬ложных», в некоторых землях Русского Севера сохранялись традиции «ярморочно-го» свиста: «Свист на Вятских поминальных обрядах-праздниках в честь заложных покойников не представляет собою чего-нибудь исключительно Вятского местно¬го... По крайней мере, имя села Ростовского у. Ярославской губ. Никол а-Дудник... объясняется теперь местными старожилами так: «9 мая, в престольный праздник, в этом селе продавали в большом количестве детские глиняные игрушки... преимуще¬ственно же колокольчики особенного устройства и глиняные дудки...»44. Однако несмотря на выветривание архаической семантики ярмарки как праздника помино¬вения «заложных» покойников (предков вообще), праздничное сакральное воспри¬ятие торговли на Русском Севере сохраняется вплоть до 1917 года, когда началось планомерное разрушение священных устоев русской жизни.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.