Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


Несомненно, что медвежий праздник на священной земле острова Вайгач и его сакрально-редуцированный вариант (ильинское жертвоприношение оленя) не име¬ют никаких прямых связей с православным праздником пророка Илии. Учитывая широчайшую сакральную и этническую географию ритуала ильинского жертвопри¬ношения, в котором в качестве жертвенных животных выступают бык, олень, баран, можно согласиться с концепцией А.Г. Дугина, который полагает, что различные символические формы праздника «Ильина дня» у народов Евразии восходят к еди¬ной календарной священной парадигме, связанной с периодом летнего солнцестоя¬ния, знаменующего начало Нового года. «Если в основе истории Илии лежит сак¬ральный календарный комплекс, то связь его имени с "солнцем" и "Богом" является не позднейшей трактовкой изначальной истории, но общим исходным элементом для различных последующих модификаций Изначальной Традиции»88. «Календар¬ный символизм Илии объясняет и его связь с последними временами — с космиче-ским Новым годом, с мистерией тотального обновления»89. Остров Вайгач как пер¬вая материнская земля, поднявшаяся из вод первобытного хаоса, образует центр иерархически организованной системы ненецких святилищ и священных мест, об¬ладавших более низким сакральным статусом. Если священная островная земля — Хэбидя Я — являлась общенациональной (этнической) святыней всего ненецкого народа, то производные от нее культовые места и объекты имели характер родовых и семейных храмов. Все культовые объекты ненцев можно условно разделить на константные (постоянные) и окказиональные (случайные). Константные священные места по своему происхождению были связаны с многовековым процессом освое¬ния и сакрализации пространства тундры и являлись своеобразными космографи-ческими знаками, указывающими направления пути, изменения форм хозяйствен¬ной деятельности и стереотипов поведения.
Так, например, Ю.И. Кушеловский «описал жертвоприношения, которые совер¬шали ненцы во время переправ через Обь или Тазовскую губу при переходе с летних пастбищ на зимние и обратно: на берегу убивали оленя, а его рога вешали на ветви лиственницы, считавшейся у ненцев "светлым деревом" (яляпя)»90. Подоб¬ные жертвоприношения совершались ненцами при переходе через пролив, разделяю¬щий материк и остров Вайгач — традиционное место промысла моржей и белых медведей. Священные места устраивались также на берегах рек и озер, около круп¬ных камней, на вершинах гор и горных перевалах. Жертвоприношения, совершав¬шиеся на этих константных местах, имели календарный характер и раскрывали устойчивость, стабильность, безопасность освоенного ненцами мира, включали его в вечно повторяющийся круговорот времени.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.