Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


В процессе своего путешествия по Северу Петр не только строит новые храмы и корабли, которым дает имя своего святого, но и устанавливает имена земли (то¬понимы), дает имена-прозвища жителям той или иной территории, сотворяет новые фамилии. Исторические предания и топонимические (ономастические) легенды скрытно или явно навязывают мысль о том, что до Петра Север являлся немотству¬ющей чистой доской, которая лишь гением Петра была превращена в священную скрижаль — ономастический словарь Русского Севера. Чтение этого словаря, со¬ставленного Петром и «прокомментированного» мифопоэтическим языком народ¬ной этимологии, невольно порождает представление О случайности появления того или иного топонима, ойконима, хоронима и т. д. Имя дается как бы походя, «мимо-ходом». Оно не проработано во времени и не укоренено в пространстве, не имеет метафизической «почвы». Имя — «беспочвенное» порождение странствующего куль¬турного героя, с которым во время путешествия приключаются разнообразные слу¬чаи-оказии. Окказиональный характер петровского имятворчества прекрасно иллю¬стрируется многочисленными топонимическими преданиями Русского Севера. «Пу¬тешествуя к Архангельску, Петр посетил Топецкое село Архангельской губернии и... выходя из карбаса на илистый берег села, он с трудом мог идти по нему, ска-завши при этом: "Какой же здесь ил!" И с той поры место это и поныне не назы¬вается иначе как Ил»95; «Петр Первый проезжал на лодке около одной деревни. Ну, они гребли, шестом отталкивались от дна. У них сломался шест. Они причалили к деревне, и там не оказалось ни одного шеста. Негде было вырубить дерево, чтобы сделать шест. И Петр сказал:
— У! Чертово Шестово!
И деревня стала называться Шестово»96. «Есть на Северной Двине, близ Холмо-гор, Ухтостров. Назван он в честь Петра I. Как в первый раз он ехал, этот остров ему очень понравился. Доехал он до этого места и ухнул: "Ух! — говорит, — какой остров!"»97; «Мосеев остров есть около Архангельска. Петр I как будто проехал туда, встал и сказал: "Мой сей остров!" Поэтому так и называется»98. Все эти, на первый взгляд, разрозненные и разбросанные в пространстве исторические преда¬ния в действительности представляют собой лишь локальные фрагменты, вырван¬ные из динамического контекста единого мифологического сюжета о путешествии Царя-Поэта и Ономатета по безымянному «белу свету» земель Русского Севера. В целостном виде этот сюжет представлен в предании о том, «как Петр Первый дал названия прионежским деревням». Путешествуя по Свири, Петр постоянно рас-спрашивал сопровождавших его местных жителей о названиях попутных деревень и, узнав, что все они называются «сельга», пожаловал им различные имена (Уже-сельга, Падасельга, Курсельга), производные от петровских эмоциональных реплик на безликость и однообразие местного ономастикона («Уже?», «Беда — опять сель¬га», «Кругом»).


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.