Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Ширяев: «Вечная жизнь Духа побеждает временную плоть. Безмерное высится над мерным, смертию смерть поправ. Так было на Голгофе Иерусалимской. Так было на Голгофе Соловецкой, на острове-храме Преображения, вместившем Голгофу и Фавор, слившем их воедино. Так было на многих иных Голгофах иных стран и земель, по которым легли Китежские тро¬пы, страдные крестные пути к благостной святыне Преображенного града»107.
Восприятие островных монастырей Русского Севера как сакрального простран¬ства «новой земли и нового неба», как реального воплощения образа «Преображен¬ного града» породило такой важный феномен религиозно-духовной культуры, как паломничество. Монастырь — это локус «иного» мира, и поэтому приобщение к его святыням предполагает длительное странствование, путешествие, в процессе кото¬рого происходит внутреннее перерождение паломника, его духовное преображение: «Путешествие в средние века было прежде всего паломничеством к святым местам, стремлением удалиться от грешных мест в святые. Нравственное совершенствова¬ние принимало форму топографического перемещения (уход в пустынь или в мона¬стырь из "мира"). Достижение святости также сознавалось как движение в про¬странстве...»108. Образ монастыря — «острова спасения» занимал важное место в народном сознании Русского Севера. Вероятно, многие северяне вслед за красно-борским крестьянином М.С. Карповым могли бы сказать о себе: «Направление в мой жизненный путь дал мне Соловецкий монастырь»109.
Паломничество (богомолье) к святым местам Северной Фиваиды являлось неотъемлемой составной частью жизненного уклада архангелогородцев: «Город стоял на водах — порт, близ моря. Мало кто ездил "на дачу", но семья хоть раз в лето собиралась на "богомолье" — к Соловецким, к Антонию Сийскому, к Ивану и Логгину Яреньгским, к Вассиану и Ионе Пертоминским... Особенная жизнь, осо¬бенная природа, особенный быт, не наши интересы и разговоры, не наш уклад, жизнь, не боящаяся смерти, и смерть, как праздник. Жили в монастырях люди, умершие для радостей мира, но как тускнели и умалялись радости мира перед святым иноческим житьем. На Соловках у многих из наших горожан были род¬ственники монахи... и уже как бы в чине ангела почитали мы, например, материного двоюродного брата монаха Иустиниана»110. В этих словах ярчайшего выразителя

поморского самосознания Б.В. Шергина раскрывается неотмирная особость монас¬тырского уклада Северной Фиваиды, определявшего весь строй духовных ценнос¬тей культуры Русского Севера. Б.В. Шергин дал проникновенное описание «бого¬молья» к Соловецким святыням во время монастырского престольного праздника Преображения Господня: «На Преображение, на эту августовскую память препо¬добным, многое множество туда "ходило" богомольцев.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.