Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Переход от профанического к сакральному во всех случаях предполагал столкновение с периферией сакрального, с его "темной", "не¬гативной" стороной. И лишь по мере духовного пути к центру, к полюсу поту¬стороннего, мрак "стражей порога" рассеивался и обнажался пресветлый мир сада, рая.
Северная гора, ось мира рассматривались в сакральной географии как раз как та точка, в которой происходит таинство перехода от посюстороннего к потусторон¬нему. Поэтому эта точка внушала благоговение и ужас одновременно.
Традиционные цивилизации древности выработали довольно сходную, в общих чертах, картину, где северные земли, прилегающие к Полярной Горе, наделялись сугубо двойственным значением — это были регионы ада и рая одновременно, так как контакт с потусторонним, локализованным на Севере, означал вхождение в совершенно новую по сравнению с обыденным миром сферу, пугающую, опасную, но одновременно спасительную и духовную»14.
Изнаночная, «темная» периферия северной сакральности порождала в русском этническом сознании демонические образы народов, населяющих циркумполярные пределы, в которых сконцентрированы потусторонние силы «северного зла», излу¬чающие мощную негативную колдовскую энергию.
На Севере открываются не только темные демонические бездны ада, но и си¬яющие белизной просторы и лики светлой, святой, райской островной земли-мате¬ри, хранительницы тех изначальных сакральных архетипов, праформ и ценностей, той «суммы» сокровенного знания, на поиски которых устремлена душа русского человека, покинувшего, но алчущего обрести вновь свою духовную северную пра¬родину.
Этническая идея каждого народа нуждается для своего свершения (воплоще¬ния) в собственной особой географии, в исключительно ей одной присущем и про-мыслительно предначертанном природно-ландшафтном локусе. При этом душа народа, его этничность «должна иметь определенную архетипическую структуру, соответствующую совершенно объективным историческим процессам и географи¬ческим территориям — причем не в качестве пассивного отражения внешнего, но как парадигма, формирующая и структурирующая окружающий временной и про¬странственный космос. В этом отношении знаменитый историк религий Мирча
44

Элиаде проницательно заметил: «Природа представляет собой нечто обусловленное культурой... некоторые "законы природы" варьируются в зависимости от того, что понимают под "природой" народы той или иной культуры»15.
Религиозно-национальная идея русского народа — Святая Русь, святость, дос¬тигаемая уже здесь, на грешной земле.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.