Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Соположение Севера и Востока, их неразличение очевидным образом представлено в древнерусском сказании «О человецех незнае¬мых в Восточной стране», в котором речь идет о народах Севера, населяющих полунощные страны Лукоморья. «Диковинная самоядь Сказания населяет "Въсточ-ную страну"; это название явно перекликается с именем "страны Востока", где Александр Македонский, по рассказу "Александрии", воочию видел "множество язык безсловесных и скотов дивних и зверочеловекообразных" и где за "северными вратами" были затворены "силы языческиа"»35. В тексте «Откровения» Мефодия Патарского упоминается «Солнечная страна», расположенная на Востоке у «луки моря», где обитают нечистые народы, покоренные Александром Македонским. По представлениям сибирских крестьян, райская страна «Солнечный матери» («страна Востока») находится на Севере, в низовьях реки Оби.
Соположение Севера и Востока в древнерусской космографии имеет важное значение для осознания сакральной природы русского образа освоения простран¬ства, который не был отягощен утилитарными целями материального преобразова¬ния мира, но представлял собой эсхатологический исход русского народа на Восток, в райскую преображенную страну «новой земли и нового неба». Образ «страны Востока» являлся путеводной звездой русского народа в ходе освоения не только «географически восточных» земель Сибири, но и «эсхатологически восточных» земель Севера. Поэтому доместикацию Севера, Сибири, Дальнего Востока, Чукот¬ки, Аляски необходимо рассматривать как единый, непрерывавшийся процесс раз-вертывания «русской идеи» поисков чаемой Обетованной Земли Царства Небесно¬го — Иерусалима Нового, «стольнего града» страны вечного Востока.
133

Лукоморский миф об умирающих и воскресающих «нечистых» народах, зато¬ченных героем-змееборцем в неприступных горах Севера над «лукой моря», пре¬дельно насыщен образами и символами Апокалипсиса: «И увидел я Ангела, сходя¬щего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть ос¬вобожденным на малое время. <...> Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четы¬рех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской» (Откр. 20:1—7).
«Под "разрешением сатаны из темницы своей" разумеется появление перед кончиною мира Антихриста.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.