Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

— Архангельск,
1989.—С. 203—204.
102
Милъчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура... — С. 85—86.




ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
НАРОДОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРКТИКИ (опыт сравнительно-типологического исследования)
Северная Фиваида
Выявление особенностей северно-русского традиционного пространственного менталитета предполагает сравнительно-типологическое изучение языков простран¬ства в традиционных культурах народов Европейского Севера (ненцев, коми, лопа¬рей, норвежцев и т. д.)- Подобное исследование имело бы и самостоятельную цен¬ность, поскольку оно позволило бы выделить этнически своеобразные типы отно¬шения к пространству и специфические механизмы его освоения.
Для раскрытия особенностей языка пространства северно-русской культуры необходимо прежде всего обратиться к характеристике особенностей ее формирова¬ния, которое происходило в процессе освоения русским народом суровых пространств «чудского» Севера. Проблемы генезиса северно-русской культуры тесно связаны с концепцией К.В. Чистова о соотношении «первичных» (традиционных) и «вторич¬ных» форм культуры'. В частности, анализируя исторический возраст северно-рус¬ской архаики, он пришел к выводу о том, что «большинство явлений, общих для всей северно-русской зоны (типы жилища, традионной женской одежды, общий характер обрядности, "эпический" характер фольклорной традиции, диалекты и т. д.), восходят не к древнерусским племенным и даже не к древнерусским локальным традициям, а формировались относительно позднее (как правило, в XIV—XV вв.) и были исторически вторичны»2. По типологии К.В. Чистова, генезис северно-рус¬ской архаики связан с регенерацией архаических форм культуры, происходившей в условиях освоения русским народом «украинных», пограничных земель, втягивав¬шихся в орбиту российской государственности. Процесс регенерации архаики про¬являлся, в частности, в возврате к «золотому веку», к идеализировавшимся общин¬ным архаическим формам хозяйственного, социального, религиозного быта3.
Исходя из общих рассуждений о регенерированных формах культуры, К.В. Чис¬тов пришел к очень важному для нас выводу о том, что одной из самых существен¬ных особенностей традиционной северно-русской народной культуры являлась «дли¬тельная продуктивность и значительное развитие сравнительно поздней "архаики" (вторичной по своему характеру)»4.
Концепция К.В. Чистова о «вторичности» северно-русской традиции, о ее ог¬ромном творческом, «порождающем» потенциале получила подтверждение и даль¬нейшее развитие в трудах Т.А.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.