Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Вс. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологиче¬
ских терминов, образованных от asva — «конь» // Проблемы истории языков и культуры
народов Индии. — М., 1974. — С. 98.
124
То же. — С. 137.
125
То же. — С. 136.
126
Максимов СВ. Из очерков... — С. 126.
127
Топоров В.Н. О ритуале... — С. 120.
128
Бернштам ТА. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX вв. —
Л., 1988. — С. 216.
129
Криничная НА. Предания Русского Севера... — С. 41.
130
То же. — С. 42.
131
Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков... — С. 79.
132
Верещагин Гр. Остатки язычества у вотяков. — Вятка, 1895. — С. 18.
133
Иванов Вяч. Вс. Опыт истолкования... — С. 94.
134
Криничная НА. Предания... — С. 41.
135
То же. С. 40.
136
Харузин НИ Из материалов... — С. 28.
137
Криничная Н.А. Предания... — С. 41.
182

138
То же. — С. 39.
139
То же. — С. 43.
140
Там же.
141
Носова Г.А. Язычество в православии. — М., 1975. — С. 100—101.
142
Балов А. Следы древних верований... — С. 221.
143
Засодимский П. В. Лесное царство... — С. 115—116.
144
Криничная Н.А. Предания... — С. 43.
145
Там же.
146
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. — С. 95—97.
147
Гуревич А.Я. Категории... — С. 76.
148
То же. — С. 77.
149
Там же.
150
Криничная Н.А. Предания... — С. 34—40.
151
То же. — С. 42.
152
То же. — С. 44.
153
Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. — Л., 1981. —
С. 41.
154
Криничная Н.А. Предания... — С. 45.
155
То же. — С. 43.
156
Максимов СВ. Год на Севере... — С. 189.
157
Там же.
158
Криничная Н.А. Предания... — С. 46.
159
Максимов СВ. Год на Севере... — С. 190.



р
МАКРОКОСМ
4
В МИКРОКОСМЕ СЕВЕРНОГО «МИРА»
Одной из существенных особенностей социального уклада Русского Севера, оказавшей воздействие и на его культуру, являлось длительное сохранение тради¬ций земского самоуправления. Несмотря на то, что в результате целенаправленной централизаторской политики регулярного государства земский строй в Поморье к концу XVIII в. был в основном подорван, образ «мира» как идеальной формы народного «общежительства» продолжал сохраняться в сознании северян. Еще в начале XX в. исследователи церковного быта Архангельской епархии отмечали, что «идеал древнерусского прихода как учреждения общинного продолжает еще жить в сознании простого народа, выражаясь часто в фактах, противоречащих существую¬щим церковно-гражданским учреждениям»1.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.