Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Столь длительное сохранение архаи¬ческих представлений о жизни «всем миром», «на миру» свидетельствует о том, что идея «мира» (земства) принадлежит к числу «вечных», неуничтожимых (инвариант¬ных) идей русского миросозерцания, могущих облекаться в разные, в том числе и «превращенные», формы, но не изменяющих своей сути. По мнению В.Н. Топорова, опирающегося на традиции отечественной религиозно-философской мысли, катего¬рии святости (и священства), царства, земства («мира») представляют собой «осно-воположные категории русской жизни», сыгравшие исключительную роль в исто¬рии Руси до рубежа XVII—XVIII вв.2. Рассматривая взаимоотношения трех фунда¬ментальных идей древнерусского миросозерцания, В.Н. Топоров пишет: «Среди них особо следует выделить: 1) связь святости, царства и земства с трехфункцио-нальной схемой, исследованной Дюмезилем; 2) доминирующее положение святости в этой схеме; 3) невозможность ограничения "священного" только святостью sensu stricto, присутствие его и в царстве и в земстве; 4) "священный" характер всего этого трехчленного космоса русской жизни — святости, царства, земства»3.
При этом следует уточнить, что трехфункциональная схема описывает не толь¬ко священный макрокосм русской жизни, но и ее микрокосм, то есть земство («мир»). Очевидно поэтому, что категория земства включала в себя не только «святость», но и «царство», понимаемое как система социально-правовых функций. Концепция трехфункциональности земского устроения на Русском Севере имеет давние и проч¬ные традиции в отечественной историографии. Она опирается на фундаментальные исследования Н.П. Павлова-Сильванского, М.М. Богословского, СВ. Юшкова и др.4 Именно СВ. Юшкову принадлежит математически точная и изящная формула орга¬низации земского строя на Русском Севере: «Мир един, но троичен в своих прояв-лениях»5. Триединство крестьянского мира проявлялось в трех его важнейших ипо¬стасях: «Мир, по нашему мнению, является социальным отношением. И если это социальное отношение рассматривать с точки зрения государственно-правовой... то мир является волостью, станом и т. п. Если это социальное отношение рассматри¬вать с точки зрения церковно-канонической, то мир является приходом. Если же, наконец, мы будем рассматривать мир с точки зрения частного права... то мир яв¬ляется поземельной общиной»6.
Отношения между тремя «образами» крестьянского мира (волость — приход — община) имели иерархический характер. Центральную (системообразующую) роль в этой триаде играла сакральная (религиозно-духовная) функция, которая организо-
184

вывала и санкционировала все остальные аспекты земского устроения: «Удовлетво¬рение религиозных потребностей было всегда объединяющим стимулом всех сою¬зов частно-правового порядка, было всегда причиной превращения этих союзов в союз публично-правовой — в мир»7.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.