Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


Что все это делание не было безотчетным (просто в память об Анзерском ос¬трове, где он принял монашеский постриг), убеждает нас то обстоятельство, что Святейший Никон создает свои островные монастыри и прочие островные сооруже¬ния в тот период, когда его сознанием уже владеет иерусалимская и новоиерусалим¬ская символика. Следовательно, это островное богословие соединяется, сочетается с богословием образа Горнего мира»102.
С идеями островного богословия, основанного на образах Апокалипсиса, тесно связана символика Преображения: «Его центральное содержание сводится к карти¬не грядущего человечества, преображенного мира, того, что составляет предмет нашего упования и веры»103. Образ Преображения является центральным символом-иконой исторического движения русского народа, направленного на освоение про¬сторов полуночных стран. По своей глубинной сущности это движение было рели¬гиозным исканием «нового неба и новой земли», изображенных в апокалиптичес¬ких пророчествах Иоанна Богослова. Смысл освоения Севера и заключался в его Преображении, то есть в поисках того, «что будет по ту сторону истории, по ту сторону земного странствия человечества... что является целью всего процесса спа¬сения, то есть преображение мира... что греческие отцы церкви называли теозисом, обожествлением мира»104.
Фундаментальная роль образа Преображения в освоении северных просторов отразилась в пословице «есть Спас и за Сухоной»105. Сухона — путь, ведущий в
29

«земли незнаемые», и, в то же время, верхняя граница, предел распространения Руси, которая шла на чудской Север, предводительствуемая образом Спаса. На выдающееся значение этого образа в новгородском освоении Севера указывал СВ. Максимов, когда он писал о начале Архангельска: «По обычаю всех новгород¬ских поселенцев, не имеющему нигде исключения, и в противоположность встреч¬ной колонизации, шедшей по Оке и ее притокам с храмами "Пречистой", первая русская церковь нового города посвящена Спасу (Преображения), также с неизбеж¬ным и обязательным для всего русского севера приделом Николы...»106. Спасо-Пре-ображенские храмы имелись во многих городах Русского Севера. Праздник Преоб¬ражения был профессиональным праздником поморов, которые в этот день заклю¬чали договоры о строительстве своих кораблей. Но особо значимую роль образ Преображения играл в символике островных монастырей Русского Севера (Валаам¬ского и Соловецкого), соборные храмы которых были возведены во имя праздника Преображения Господня. Глубинную мистическую связь Соловков с апокалипти¬ческим откровением «нового неба и новой земли», с историческими святынями православия очень остро чувствовал Б.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.