Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.


Безусловно, что на протяжении своей многовековой истории ярмарочная тор¬говля претерпела значительные изменения. Основной тенденцией эволюции ярмар¬ки явился процесс ее десакрализации, выразившийся в утрате исконных священных начал и замене их чисто экономическим содержанием. Поэтому историю северной ярмарки можно было бы представить в виде нисходящего отрезка времени, на од¬ном из полюсов которого находится священный праздник архаической пред-торгов¬ли, а на другом — советский «блошиный» рынок и биржа по обмену товарами первой необходимости. Пространство между этими полюсами зарождения и вырож¬дения занимают промежуточные типы ярмарки, сохранившие свою, более или ме¬нее глубокую, связь с сакральными основами мироздания. Архаический праздник священной пред-торговли наиболее ярко и полно раскрывается в традициях вятской ярмарки — «свистуньи» или «свистопляски», календарно приуроченной к периоду весенних поминовений «заложных» покойников, которые в разных местах вятской земли происходили в различное время, но так или иначе группировались вокруг семика (четверга седьмой недели по Пасхе).
Хтонический аспект вятской ярмарки проявляется не только во временном, но и в пространственном плане. Основные события ярмарочного сценария развертыва¬лись на площади около монастыря; на месте «убогого» («божьего») дома; на клад¬бище; около часовни, стоявшей на северной окраине города. «В городе Слободском Вятской губернии поминовение усопших в семик совершается в мужском монасты¬ре: на площади около монастыря служат так называемую "вселенскую панихиду". На этой же площади происходит в этот день ярмарка, на которой продаются глав¬ным образом детские игрушки, особенно же свистки разных сортов, куклы и ста¬туэтки»36. В г. Котельниче во время семика «детские игрушки во множестве прода¬ются в этот день на кладбище»37. Отмеченные элементы городской топографии на-делялись хтонической семантикой и соотносились с представлениями о мире мертвых, о предках.
190

Вятская ярмарка имела и свою мифологическую историю. Предание связывало установление праздника с памятью о воинах, погибших в битве между вятчанами и устюжанами. В этой битве «пало много устюжских воинов; будто бы устюжане пришли на помощь вятчанам, но вятские слепороды приняли их в темноте ночи за врагов и избили»38. В других вариантах вятского предания семицкие поминовения проходят «над костями убитых черемис», над «убитыми некогда в битве с вотяка¬ми», над могилами вятских воинов, «падших в сече с новгородскими выходцами».


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.