Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Чум являлся моделью мира, поэтому все динамические процессы, происходив¬шие во вселенной, описывались с помощью тех или иных его трансформацией. В частности, смерть, знаменовавшая наступление конца света, приводила к частичной деформации либо к полному разрушению чума и переносу его на другое (более благоприятное, более сакральное) место. «Если в чуму умрет кто-нибудь из самое¬дов, то чумовое покрывало раздирают в том месте, против которого лежит покой¬ник, и переламывают шесты, на которых оно держится, выносят в это отверстие покойника»63. Ритуальная процедура выноса покойника не через обычный вход (две¬ри), а через специально подготовленное отверстие является одной из этнографичес¬ких универсалий и соотносится с представлениями о перевернутости (инвертиро¬ванное™) мира мертвых по отношению к миру живых. Подобные представления и соответствующие процедуры отмечены и в ритуально-мифологической традиции ненцев. Это, в частности, проявлялось в деформации погребального инвентаря. «Все эти вещи должны быть поломаны в знак того, что на том свете употребляют их в другом виде, как здесь»64. Сани, на которых везли покойника, оставляли на кладби¬ще и «всегда перевертывали вверх полозьями, считая, что в загробном мире "все наоборот"»65. Иногда сани не просто переворачивали, но у них «ломали правый полоз. Головки полозьев обращали на север»66. В символической классификации пространства, существовавшей у ненцев, «правое» соотносилось с женским нача¬лом, с севером, с родовой территорией, с предками. Поэтому поломка именно пра¬вого полоза погребальных саней и ориентация их на север являлись знаком царства мертвых, построенного на законах инверсии. На этих же законах основывалась организация ритуала жертвоприношения, совершавшегося после погребения умер¬шего. «Над могилою, как при всех церемониях, жертвуют оленя, убивая его мучи¬тельной смертью, вонзая ему в задний проход заостренный деревянный шест»67. Необычный характер жертвоприношения (мучительная смерть жертвы; отмеченная роль задней части тела жертвенного оленя) указывает на перевернутость погребаль¬ного ритуала, направленного на связь с миром мертвых. В рукописном «Атласе Архангельской губернии» (1797 г.) содержится несколько иное описание погребаль¬ного жертвоприношения: «Покрыв могилу досками и засыпав землею, становят того оленя, на котором везли мертвое тело, задницею к голове погребенного. Чет¬веро самоедов, вооруженные дреколием, поражают со всех сторон вдруг сего зверя,
230

который столь страшным образом поражен будучи, ежели ни малейшего движения не окажет, то все самоеды удачею сего убивства бывают довольны.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.