Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Женщины занимались дома хозяйством — пряжей и тканьем. Они вели разговоры о своих соседках, о колдунах и т. п. В их словах сквозит недоверие к соседкам, мистическое отношение к их словам, боязнь порчи и прочего» (там же).
Естественно поэтому, что колдовство, принявшее даже бытовые формы, опре¬деляло и все остальные аспекты образа жизни коми народа, его этнический харак¬тер, пространственный менталитет и т. п. Фундаментальная роль колдовства обусловила амбивалентность национального характера коми, которая была порож¬дена общей двойнической парадигмой культуры зырян, проявлявшейся в простран¬ственной оппозиции леса и деревни. Дуализм национального характера коми был в свое время отмечен К.Ф. Жаковым: «В силу этого этнограф может заметить неко¬торую двойственность в душе зырянина: то он очень доверчив и наивен с вами, считает вас своим другом, готов помогать вам в вашем деле, то, при малейшем поводе, становится замкнутым, угрюмым и молчаливым»209. Жизнь в деревне и жизнь в лесу — вот два полюса образа жизни народа коми, которым соответствуют две ипостаси их национального характера, два «набора» этнических стереотипов поведения. Пространственный менталитет жизни в лесу строился на моделях кол¬довского поведения, включавшего постоянные перемещения, изворотливость, хит¬рость в борьбе с силами «иного» мира («чужим» колдуном и т. п.).
Эти черты колдовского, лесного поведения составили и «оборотную» сторону национального характера коми народа, что отразилось в восприятии зырян их рус¬скими соседями как «плутовского» народа. Перед поездкой СВ. Максимова к коми-ижемцам пустозерцы предупреждали его: «Поедешь ты в Ижму там храмы Божий каменными и во всем благолепии; угощать тебя будут по-купецки; станут тебе ска¬зывать, что в Бога веруют, не слушай: врут! Тундра у них грехом на совести давно лежит. Смотри, не поддавайся же этим зырянам: плут-народ!»210.
О влиянии жизни в лесу на национальный характер коми-зырян писал и К.Ф. Жаков: «Охота же в дремучих лесах развила, как мы уже видели, подвижность, космополитизм и предприимчивость этого племени»2". Правда, он был склонен полагать, что эти свойства национальной души коми сформировались и под мощ¬ным воздействием «страннической» русской культуры, увлекшей зырянина в «ши¬рокие места, на юг и на восток»212. Не отрицая значимости этого фактора, следует уточнить, что в данном случае произошло наложение двух разных по происхожде¬нию, но внешне похожих пространственных менталитетов: русского и коми, — объединенных общей национальной идеей странничества, скитальчества.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.