Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Сокровен¬ная связь преподобного Германа с этой обителью состояла в том, что преподобный Антоний Римлянин в свое время также прославился чудесами на водах и приплыл в Новгород на камне (плавание «на камне веры» по водам — один из центральных образов морской культуры Русского Севера).
Путеводительский дар преподобного Германа, его связь с мореплаванием, со всеми плавающими и путешествующими сближают преподобного с образом святи¬теля Николая Мирликийского и в целом с кругом местной северной морской куль¬туры. Весьма вероятно, что сыграло свою роль и местное, карельское происхожде¬ние преподобного, на которое указывает «Житие преподобного Савватия» («И встре¬тил в ней Савватий монаха, по имени Герман, родом из карелов»). И само иноческое имя преподобного отсылает к имени и подвигам преподобного Германа Валаамско¬го, который со своим сподвижником преподобным Сергием много сделал для про-свещения языческой карельской чуди. (Версия о тотемском происхождении препо¬добного Германа, излагаемая «Соловецким патериком», порождена чудесным явле¬нием преподобного священнику Григорию из старой Тотьмы.)
Равноподвижнические, но различные жития трех соловецких первоначальни¬ков — преподобных Зосимы, Савватия и Германа, каждый из которых внес свой особый неповторимый вклад в духовное устроение Поморской земли, отразились в архитектурно-символическом ансамбле трех главных храмов Соловецкого монасты¬ря (Спасо-Преображенский собор, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, цер¬ковь Святителя Николая), с каждым из которых связывается место упокоения одно¬го из основателей обители.
В 1484 году при игумене Исайе «...нетленные мощи преподобного Германа... перенесены в Соловецкий монастырь и погребены с почестью... на правой стороне церкви святителя Николая в часовне»30. Расположение усыпальницы преподобного Германа рядом с церковью Святителя Николая раскрывает особое участие Чудот¬ворца («русского», «морского бога») в подвижническом морском жизненном пути преподобного.
71

Святые мощи преподобного Савватия, по слову «Жития», погребены были в могиле, выкопанной «за алтарем церкви Успения Пречистой Богородицы». В 1557 году была построена каменная церковь Успения, а «над сею церковью в главе ус¬троен придел Усекновения Честныя Главы святого Иоанна Предтечи»31. Этот при¬дел символизировал скорее всего не особое участие и пожалования царя Иоанна IV в Соловецкий монастырь (как это отмечается в источниках), но сугубый подвиг преподобного Савватия, который стал предтечей грядущего преображения Беломо-рья.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.