Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Около Святого Носа "ради множеств червей морских" "непроходну месту тому быти". Желая получить извещение свыше о прощении своего греха, Варлаам молит Бога уничтожить морских червей. По его молитве "абие черви без вести сотворишася, и путь мореходцем около Святаго Носа сотворил даже и до ныне (чист и доныне)". После этого Варлаам "оставляет мир и бывает инок", живет в пустыне, в Чупской губе (рядом с Керетью), где и умирает. Тело его "перенесено бысть" в Кереть и погребено "близ церкви святаго великомученика Георгия с вос-точной стране за олтарем"»50.
Преподобный Варлаамий Керетский занимает совершенно особое место в собо¬ре беломорских святых. Исключительность и уникальность подвига Варлаамия в его сугубой связи с морем: «Рождение и воспитание имъ в Кърецкой волости, на море океане». Морской жизненный путь приводит Варлаамия в Колу, где он стано¬вится священником Никольского храма, построенного во имя св. Николая — русско¬го «морского бога». Промыслительный характер служения Варлаамия именно в Ни¬кольском храме не только выявляет морскую природу личности преподобного, но и объясняет предельную соединенность двух этих морских святых в религиозном сознании поморов. Перед отъездом СВ. Максимова из Кеми морем хозяин, у кото¬рого он жил, так напутствовал его в дорогу: «Прости, крещеная душа, гостенек дорогой! Пошли тебе Никола Угодник да Варлаамий Керетский счастливое плава¬ние! Смотри — неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлаамию Керетскому посылай. Затем он, батюшко, в наших стра¬нах и обитель земную восприял. Молись ты ему — пособляет»51.
Определяющей чертой личности Варлаамия, проистекающей из (или созвуч¬ной) открытости, вольности, неисповедимости, неопределенности морского про¬странства, являлась его «самостийность» (самостояние), самость. Варлаамий само¬вольно (правда, по наущению дьявола) убивает в порыве ревности жену. Раскаяв¬шись в содеянном, он сам себя судит («себе судив»). Сам обрекает себя на страдания («изволил страдать за грех»). Из множества возможных Варлаамий добровольно выбирает предельный для человека путь покаяния — плавать по морю с телом убитой им жены до тех пор, пока «мертвое тело тлению не предастся». Варлаамий, как кормчий «ладьи мертвых», прокладывает свой путь в море-океане. И путь этот
78

отличен от морских дорог обычных людей, которые могут плавать лишь «по-ветру». Путь Варлаамия — «противный». Он всегда пролегает против ветра, волн, против обычности и обыденности.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.