Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Лотмана и Б.А. Успенского о роли дуальных моделей в динамике русской культуры — об инвариантных механизмах семиотических революций в истории России, к числу которых могут быть отне¬сены такие переворотные события, как крещение Руси, опричнина Ивана Грозно¬го, церковная реформация патриарха Никона, петровские преобразования, рус¬ский бунт антисоциального «кромешного» мира. Семиотическая революция ори¬ентирована на знаковое преображение России, на «новизну», на установление нового символического порядка, на достижение эсхатологического «нового неба и новой земли». Однако «устойчивое осознание русской земли как "новой" парадок¬сально сочетается с активизацией весьма архаических культурных моделей. Само понятие "нового" оказывается реализацией представлений, корни которых уходят
88

в глубочайшую старину. При этом можно отметить две модели построения "новой культуры".
1.
Сохраняется глубинная структура, сложившаяся в предшествующий период, однако она подвергается решительному переименованию при сохранении всех ос¬новных старых структурных контуров. В этом случае создаются Новые Тексты при сохранении архаического культурного каркаса.
2.
Меняется самая глубинная структура культуры. Однако и меняясь, она обна¬руживает зависимость от существовавшей ранее культурной модели, поскольку строится как "выворачивание ее наизнанку", перестановка существовавшего с пере¬меной знаков»3.
Обе эти модели динамики русской культуры и, шире, русского исторического бытия явным образом определили топику петровских преобразований, которые в совокупности и составили содержание семиотической революции Петра I. Исследуя азбучную реформу Петра I как семиотическое преобразование, В.М. Живов рас¬сматривает ее в одном семантическом ряду с такими инверсионно-карнавальными акциями, как перемена платья, бритье бород, переименование государственных должностей, заведение ассамблей, постоянное устройство публичных триумфаль¬ных шествий, маскарадов, пародийно-кощунственных зрелищ и т. п.4
К разряду семиотических трансформаций русской жизни можно отнести также календарную реформу, изменение царского титула, превращение обыденной одеж¬ды в форменную, которая стала знаком сословной, конфессиональной и профессио¬нальной принадлежности, и др. В принципе все основоположные категории и идеи петровской реформации (регулярность, регламентация, функционализм, милитаризм, унификация, редукционизм, крепостничество как средство ограничения в передви¬жении в географическом, социальном и профессиональном пространствах и др.) обладают мощным семиотическим потенциалом, являются порождающими моделя¬ми семиосферы России первой четверти XVIII века.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.