Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Все отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромно¬стью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределенное, спокойно-не¬ясное впечатление. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом — и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого по¬коя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающее к беспредмет¬ному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли»36.
Пространство и время
Особая роль пространственности в построении космоса русской культуры по¬зволяет уточнить понятие «русского хронотопа», в котором отношения между вре¬менем и пространством имеют «обращенный», «вывернутый наизнанку» харак¬тер. Их можно описать как отношения ноумена и феномена, смысла и явления в концепции символизма П.А. Флоренского: «...Эта модель сдвоенных, взаимно обратных миров полностью отвечает символической реальности, причем вопло¬щает ее самым прямолинейным и натуралистичным способом: стороны символа, явление и смысл, получаются друг из друга буквальным выворачиванием наизнан¬ку»37. Время, задающее смысл в русской истории, выворачивается наизнанку, яв¬ляется, воплощается в пространство, насыщенное смыслом, которое поэтому и становится целостным символом России. Инверсия отношений между временем и пространством в русском символизме смещает акценты в понятии «хронотоп», превращая его в русский «топохрон» (термин Г.С. Лебедева), который отражает одну из важнейших особенностей русской истории, а именно обратное течение времени в ней, где следствия предшествуют причинам, а будущее предопределяет прошлое. Русская история открывается не «Книгой Бытия», описывающей про¬цесс сотворения мира, его начало, а «Апокалипсисом» (Откровением Иоанна Богослова), пророчествовавшего о конце старого мира и творении «нового неба и новой земли». Обращенность времени в русской истории, которое течет от конца к началу, от смерти к рождению, позволяет объяснить, «почему в русской право¬славной традиции смерть и воскресение Христа (Пасха) переживаются острее и напряженнее, чем его рождение (Рождество)»38.
54

Отсутствие в русской истории Начала («Книги Бытия») привело к «безбытийно-сти» (точнее, к «безбытности») космоса русской жизни, а его перевернутость порож¬дала восприятие России иностранцами как антимира, построенного по законам обрат¬ной перспективы. Подобным же образом в русской народной смеховой культуре за¬рождалась самоуничижительная поговорка о том, что в России все делается через... («низ»), а не через «верх», как во всем цивилизованном мире.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.