Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

В средневековой рукописной традиции атрибутировалось епископу города Патар в Ликии (Малая Азия) Мефодию, жившему в III—IV вв. О. — краткий рас¬сказ о истории мира от Адама до светопреставления, распределенный по тысячеле¬тиям на семь периодов. Вторая половина О., в которой повествуется о седьмом тысячелетии (в ней излагаются события, которые будут предшествовать кончине мира и происходить в последний период его существования, — царство антихриста, второе пришествие Христа, Страшный суд), привлекала к себе наибольшее внима¬ние средневековых читателей. Большое место как в исторической, так и в пророчес¬кой части О. занимает история борьбы израильтян с измаильтянами и рассказ о "нечистых" народах, заключенных Александром Македонским в неприступных го-
132

pax. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гелеоном и бежав¬шие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их на¬шествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со вре¬менем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступят расцвет христиан¬ства и всеобщее благоденствие. И тогда заключенные Александром "нечистые" на¬роды выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. Пос¬ле царства антихриста последует второе пришествие Христа и Страшный суд. <...> В "Повести временных лет" дважды в статье 6604 (1096) г. упоминается О. Объяс¬няя происхождение половцев, летописец говорит, что это одно из племен измаиль¬тян, изгнанных Гедеоном в Етривскую пустыню, и вот теперь они вышли из пус¬тыни и пришли на Русскую землю. Затем ниже, в рассказе Гюряты Роговича о северных народах, приводится пророчество О. об исходе накануне кончины мира "нечистых" народов, заключенных в горах Александром Македонским»34.
«Откровение» Мефодия Патарского оказало мощное воздействие на становле¬ние историософии Древней Руси. Народы и пространства Русской земли превраща¬лись в активных участников-героев эсхатологической драмы, в которой южное Лукоморье половцев-измаильтян, вышедших из Етривской пустыни, сополагается с Лукоморьем северным — страной нечистых, поганых народов, заключенных Алек¬сандром Македонским в неприступных горах.
Александр Македонский — это князь-воин, герой змееборец, который после поединка с противником-Змеем заковывает его в горах Севера, одновременно пред¬ставляющегося и как Восток.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.