Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Чем же объяс¬няется столь значимая роль колдуна в традиционном обществе коми народа, наде¬лившего его особой харизмой духовного вождя? Феномен колдовства является од¬ной из религиозно-этнографических универсалий, известной у многих народов мира. Генезис этого феномена связан с религиозно-мифологическими представлениями о дуальном устройстве мироздания, о мировом Зле, локализованном в «ином мире». «В традиционной системе, унаследованной от предков, ведьма или колдун олице¬творяют силы, подрывающие порядок и вызывающие хаос»181. В архаических фор¬мах этнического сознания колдовские способности приписывались иным этносам — чужеземцам. «Но зло присуще не только чужеземцам. Лугбара мыслят вполне ло¬гично, веря, в каком-то смысле, что зло присутствует и в их среде. Среди них тоже есть люди, "живущие вверх ногами", — это ведьмы, колдуны»182. Проницаемость границы «этого» и «иного» миров позволяет колдунам как олицетворению иномир-ного Зла проникать в человеческий социум. В любом обществе, находящемся в состоянии гомеостаза (устойчивости, уравновешенности, социальной гармонии, традиционности), существуют специальные механизмы для нейтрализации и обуз¬дания Зла. Однако при разрушении традиционных социальных, религиозных, нрав¬ственных устоев действенность антиколдовских механизмов ослабевает и происхо¬дит эскалация Зла, воплощенного в конкретных его носителях.
«Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что за последние пятьдесят или сто лет страх перед колдовством в Африке намного возрос и что обуздывать его с помощью социальных мер и традиционных защитных механизмов стало значи¬тельно труднее, чем раньше. Как мы увидим позднее, это объясняется дезинтегра¬цией традиционных структур и систем после 80-х годов прошлого века и тем, что Африка уже прошла через свой "Век веры", в результате чего растет нервное бес¬покойство и отчужденность индивидуума»183. Сходными причинами, породившими нестабильность «социально-психологического климата на Западе в период перехода от средневековья к Новому времени», был вызван резкий рост демонологических верований и массовая охота на ведьм, распространившаяся в Западной и Централь¬ной Европе в XVI—XVII вв.»184. Подобным же образом в наше время крушение
258

тоталитарного режима, распад государства и т. д. привели к актуализации колдов¬ства, мистики, оккультизма, к поискам конкретных носителей мирового Зла в лице «малого народа», номенклатуры и т. п.
Сравнительно-этнографический анализ причин генезиса и актуализации кол¬довских верований в разные времена и у разных народов мира позволяет предполо¬жить, что происхождение колдовства у народа коми, превратившего колдуна в свое¬го харизматического лидера, также обусловлено воздействием целого комплекса причин.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.