Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

И даже более того, — называет это место Новым Иеру-салимом, каковое название подтверждает письменно. Письмо царя патриарх Никон влагает в особый ковчежец и полагает затем под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения, замечательного по подобию храма Гроба Господня, или в камень при закладке и освящении места будущего собора. <...> Такое сакраль¬ное значение царскому письму патриарх Никон придавал не случайно. Как извест¬но, в 135 году от Рождества Христова в честь императора Элия Адриана древний
ПО

палестинский Иерусалим был переименован в Элию Капитолию, и только обратив¬шийся ко Христу император Константин Великий вернул городу через двести лет, вскоре после 325 года, прежнее имя, назвав при этом его Новым Иерусалимом (в земном значении — возобновленного). Алексея Михайловича давно сравнивали на православном Востоке (да и в России) с Константином Великим, называли новым Константином. Патриарху Никону поэтому нужно было, чтобы "новый Констан¬тин" и дал название подмосковному "Новому Иерусалиму"»85. Петр I — законный наследник власти московских царей, воспреемник престола своего отца Алексея Михайловича — наследует и его харизму «нового Константина», с которым связы¬ваются упования иноков Соловецкого монастыря на возрождение былой славы и святости обители, на возвращение ей исконного, чистого образа и имени Нового Иерусалима.
В сакральной топографии Соловков наличествует еще один связанный с Пет¬ром I храм — деревянная часовня во имя Исаакия Далматского. «Исаково — древ¬нейшая пустынь Соловецкого острова. <...> Однако возникла она, возможно, и рань¬ше, еще при Филиппе... Видимо, еще в XVII столетии существовала в пустыни деревянная часовня в честь Исаакия Далматского, давшего название летнему посе¬лению и озеру»86. Как известно, культ Исаакия Далматского занимал весьма скром¬ное место в русском религиозном сознании, и он лишь «напоминал людям петров¬ской эпохи в первую очередь о дне рождения их царя»87. Поэтому «встреча» Петра со св. Исаакием Далматским на далеком Соловецком острове была не случайной, но глубоко промыслительной. Впоследствии образ Исаакия Далматского, запечатлен¬ный в скромной деревянной часовне, воплотился в величественных архитектурных формах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, а в интерьере новой каменной Петропавловской часовни Соловков икона Исаакия Далматского разместилась ря¬дом с парсуной Петра I. Соположение «петровского» ономастикона храмов Солов¬ков и Петербурга проявилось и в воздвижении на Большом Соловецком острове, по дороге, ведущей в Исаакиевскую пустынь, часовни во имя благоверного великого князя Александра Невского, нетленные мощи которого были перенесены из старой столицы Северной Руси Новгорода в новую северную столицу России Санкт-Петер¬бург, где возник монастырь Александра Невского.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.