Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Кулишер, В.В. Ла¬тышев) утилитарными соображениями «удобства» подобного симбиоза, О.М. Фрей¬денберг сформулировала теорию сакрального происхождения торговли: «Торговля сделалась одной из прерогатив храма: здесь происходили и обмен товарами и насто¬ящая рыночная торговля, и купля-продажа внутри самого храма... Культовые дей¬ства были пронизаны торговыми сделками: религиозные обряды сопровождались
188

товарооборотом: праздники заключали в себе и ярмарку. В древней Руси престоль¬ные праздники сопровождались "торжищами", а в Европе праздники мучеников всегда включали в себя ярмарки и базары; в средние века при церквях находились рынки и храм был хранилищем продуктов»29.
Архаическая торговля имела не просто сакральный, но хтонический характер, то есть по своему происхождению она была связана с сакральным обменом ценно¬стями между миром живых людей и божествами нижнего («подземного»), хтони-ческого мира, где обитали души мертвых. По словам О.М. Фрейденберг, «торговля олицетворена в хтонических богах, как Гермес или Меркурий, в хтонических аспек¬тах богов неба, как Зевс или Афина, Юпитер, Минерва»30.
Хтонический аспект торговли отражен в пространственной и функциональной организации храма: «Также исконна семантическая связь религии и капитала. Эт¬нографам хорошо известно, что древнейшими банками были храмы, что жрецы и священники занимались ростовщичеством в силу давнишней и "освященной" тра¬диции. ...Каждый греческий храм имел заднее помещение, так называемый описто-дом, где хранилась казна, своего рода банк... Казна, лежавшая в опистодоме, была семантически однозначна "кладу" под землей, зарывавшемуся в могилу умерше¬го»31. Хтоническая семантика архаических форм торговли определяет пограничный характер не только ярмарочного пространства, но и ярмарочного времени: «Перво¬начальные ярмарки и базары устраиваются — по семантике умирания и оживания тотема-природы — весной и осенью»32. Другими словами, как ярмарочное про¬странство (граница, «задняя», «нижняя» часть храма; площадь около храма), так и ярмарочное время (весна/осень) связаны с культом предков (с «мертвым царством» и временем поминовения усопших). Отсюда и особый, поминальный, характер яр¬марочного праздника: «На базарной площади во время ярмарочных процедур имеют место обычные обрядовые компоненты: борьба, уже принявшая в быту характер состязаний, жертвоприношения, еда в различных видах...»33. Как известно, ритуаль¬ные состязания, жертвоприношения, пир составляют ядро похоронно-поминальной обрядности, основная цель которой заключается в установлении «правильных», регламентированных связей живых людей с миром мертвых.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.