Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Богоизбранной является и каждая человеческая нация»5.
,
Русская религиозная философия и православная «культурная антропология» не
только указывают на личностный характер народа, но и раскрывают внутреннее строение народа-личности, ее составные части и отношение между ними. Вот как определяет эту систему отношений известный историк Русской Православной Цер¬кви А.В. Карташев: «Культуры вообще "индивидуальны", т. е. национальны. Творец культуры — душа народа, а она формируется под сильнейшим влиянием сложив¬шейся религии. Культура арабская — мусульманская, тибетская — буддийская, се-
i
вероамериканская — протестанская. Культура русская — православная... Без право-
славного корня нет русской культуры, ибо без православия нет и русской души, родящей из себя культуру...»6. В религии А.В. Карташев усматривает корень, источ¬ник народа-этноса, который, в свою очередь, является творцом его культуры. Пред-
t
ставление о тройственности народа-личности (религия, душа, культура), несомнен-
но, опирается на православную антропологию с ее учением о троичном устройстве человека (дух, душа, тело).
Таким образом, исходя из устанавливаемого русской персоналистической фило¬софией и православным богословием структурного соответствия (изоморфизма) человеческой личности и личности народа, можно утверждать, что каждый народ-этнос обладает троичной природой, заключающей в себе дух, душу и тело. Перене-
1
сение идей христианской антропологии в этнологический контекст может не только
содействовать становлению православной культурной антропологии как учения о природе и харизматическом даре народа, но и сформулировать целостную теософ¬скую концепцию, раскрывающую систему взаимосвязей между религией, этносом
'
(этничностью), культурой и географией (природой). В этом контексте религия по-
нимается как дух народа, этнос (этничность) — душа народа, культура — тело народа, а природа — его плоть. Религия (дух) устанавливает связь народа с Богом, с Божественным миром, который в процессе богопознания — умозрения — откры¬вается народной душе. В акте духовного синергетического соединения с Богом народ приобщается к таинству Божественного Домостроительства, к распознаванию Про¬мысла Божия о своем предназначении, о своей миссии и месте в масштабах Свя¬щенной истории человечества.
По православному учению, «ко всем народам приставлены Богом особенные ангелы, которые предстательствуют за них пред Богом и следят за их судьбой, направляя неведомыми средствами и путями к назначенной им Провидением цели»7.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.