Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Представляется, однако, что формирование трех-частного храмового ансамбля северного погоста связано не только и даже не столько с практическими потребностями обогрева церкви в зимнее время (для этих целей вполне достаточно и одного храма), сколько с реализацией одного из важнейших
185

принципов организации земства («мира») — принципа триады («мир един, но тро-ичен в своих проявлениях»). Генезис «тройника» может быть представлен как про¬цесс пространственного расчленения Храма на три части. При этом летний храм разрастается из алтаря и соотносится с небесной сферой, с сакральным «верхом». Зимний храм развертывается из паперти-трапезы и связывается с землей, с мирским «низом». Архитектурный образ колокольни является воплощением средней части храма и связан с представлениями о мировой оси, соединяющей горнее с дольним, небесное с земным. Иначе говоря, храмовый тройник северного погоста «выраста¬ет» из трехчастной планировочной структуры Храма и представляет собой горизон¬тальную проекцию трехступенчатой «лествицы» — вертикали христианского кос¬моса. Тернарная структура сакральных центров, развернутых как по горизонтали, так и по вертикали, имеет у восточных славян весьма архаические корни, уходящие в эпоху индоевропейской общности16. Христианский храм как Дом триединого Бога заключал в своем «святая святых» — алтаре — три центра (престол — предложе¬ние — диаконник), из которых могли быть развернуты три самостоятельных храма со своими престолами. «Позднее в русских православных храмах предложение и диаконник превратились в боковые приделы-алтари с престолами»17. Поэтому в выдвинутом нами объяснении генезиса трехчастной композиции погоста как про¬цесса дифференциации «материнского» храма нет ничего необычного. Это типич¬ный пример свертывания и развертывания пространства из его «творящего», сак¬рального центра.
Предложенному объяснению не противоречит и тот факт, что формирование «тройников» относится, по мнению Ю.С. Ушакова, к XVII в., — то есть к периоду расцвета земского самоуправления на Русском Севере, который сопровождался ка¬чественными изменениями земского сознания, перераставшего в земское самосо¬знание, способное к осмыслению принципов «мирского» устроения и их экспли¬цитному выражению в форме «мирской» идеологии. Поэтому именно в XVII веке — «золотом веке» северного земства — мирское храмосоздательское творчество совер¬шает переход от промыслительного уровня (то есть от неосознанного выражения в архитектуре образов «иной» реальности) к сознательному воплощению в храмовых ансамблях архетипов и первообразов Горнего мира.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.