Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

Подобным же образом в период весенней перекочевки на север мужчины совершали обряд жертвоприношения в священной роще и тем самым готовили себя к переходу на родовую (женскую) территорию. Во время полевого обследования святилища нами были обнаружены остатки мужских жертвоприношений (черепа и рога оленей), причем все находки концентрировались именно на северной границе священной рощи.
Таким образом, говоря о функциях святилища Козьмин перелесок, можно вы¬сказать предположение о том, что оно было рубежным культовым объектом, отме¬чавшим, с одной стороны, родовую (этническую) территоррию ненцев, а с дру¬гой — являвшимся местом проведения календарных (весенне-летних и осенне-зим¬них) обрядов, фиксировавших наиболее значимые переходные моменты сезонных миграций оленеводов. Обряды жертвоприношения, совершавшиеся в священной роще Козьмин перелесок, не только отмечали смену основных видов хозяйственной дея¬тельности (оленеводство — охота), но и актуализировали важнейшие категории культуры ненцев: мужское и женское, дикое и домашнее, сырое и вареное, «чистое» и «нечистое», природа и культура.
География и космография саамской культуры
Шаманский тип освоения пространства был характерен и для другого кочевого народа Арктики — саамов, харизматическим лидером которых являлся шаман — нойда, обладавший способностью свободно ориентироваться и перемещаться в про¬странстве саамского универсума. Пространственный менталитет саамов, способы их ориентации в арктическом пространстве были заданы, определены мировидени-ем шамана, который не нуждался в обычном зрении, а руководствовался во время своих путешествий внутренним духовным видением. Внутренним зрением облада¬ли и обычные люди, воспитанные в традициях шаманистской культуры. Поэтому в среде саамов бытовали рассказы о людях, лишенных зрения, но свободно ориенти-ровавшихся в тундре. Способность саамов вслепую ориентироваться в простран¬стве хорошо знали руководители научных изыскательских экспедиций, приглашав¬шие лопарей в качестве проводников, которые «лучшие карты знали тундру»132.
Саамы действительно не нуждались в обычных топографических и географи¬ческих картах, поскольку пространство тундры представлялось им не географиче¬ской, а космографической реальностью, которая описывается с помощью сакраль¬ной карты мира, изображенной на шаманском бубне. «Рисунки на бубне представ¬ляли собой разновидность карты, с помощью которой душа шамана совершала путешествия по трем частям универсума»133.
246

На космологической карте саамского бубна изображается «верхний мир небес¬ных богов, средний мир, населенный людьми, и нижний мир, Jabmeaiva, или мир, перевернутый вверх дном.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.