Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

На площади около церкви стави¬лись торговые ряды, лавки, гостиные дворы. Локализация торга около храма рас¬крывает, с одной стороны, «освященный» характер торговли, а с другой — указы¬вает на ее периферийное местоположение в пространстве северного мира.
Исследователи уже давно обратили внимание на маргинальный аспект топогра¬фии торговых центров и связывали его с враждебным характером архаических форм обмена, наиболее зримо проявлявшемся в хорошо известных этнографам обычаях «немой торговли». «Начало торговли лежит во враждебных актах. Торгующие — враги, которые грабят и убивают друг друга. При рыночной торговле остался обы¬чай, совершенно алогичный — торговаться, запрашивать, бить руки при сделке и т. д. Этнографы указывают на враждебный характер примитивной, доденежной тор¬говли: продажа — враждебный акт, при котором обе стороны ведут себя как закля¬тые враги, препираются и дерутся. Это говорит о том, что такого рода мена проис¬ходила некогда в форме поединка, где «покупателем» был «победитель»25.
Поединок «продавца» и «покупателя» всегда происходит в особо отмеченном, сакральном месте — на границе, разделяющей «свой» мир и «чужой» («иной») мир, откуда являются («эпифанируют») чужеземные гости-купцы. Исходя из фактов враж¬дебного, пограничного характера древней торговли (обмен происходил на нейт¬ральной полосе), известный историк «экономического быта» Западной Европы И.М. Кулишер пришел к очень интересному выводу о том, что «внутренний обмен возник у европейских народов сравнительно поздно. Междуплеменной обмен по¬явился раньше; временно он возник уже во времена Римской империи — это был... пограничный обмен между римлянами и германцами»26. Концепция И.М. Кулишера о первичности внешней и исторической вторичности внутренней торговли уклады¬вается в общую схему теории обмена, сформулированную в современной этноло¬гии, и открывает широкое поле деятельности для исследователей исторической гео¬графии торговли на Руси (в том числе и на Русском Севере). Для целей же нашей работы существенно отметить, что внешний характер архаического обмена связан с его сакральной природой, поскольку, по словам О.М. Фрейденберг, «первым "тор¬говцем", "продавцом" является божество, у которого "покупают" и "выкупают" одну жертву, заменяя ее другой»27. То есть архаическая торговля изначально была ориен¬тирована вовне, во внешней (иной) мир и представляла собой первичные формы обмена-договора человека с Богом, которые «первоначально не имели экономиче¬ского значения»28.
Отрицая чисто экономический характер древнего обмена, критикуя «наивно рационалистические» объяснения феномена храмовой торговли (И.М.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.