Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Теребихин Н.М.

I. 1—2). Имманентная связь Святого Духа с водой раскрывалась многими отцами Церкви. Тертуллиан писал о том, что первая вода — это «приста¬нище Святого Духа, который предпочитает ее другим элементам. Именно эта пер¬вая вода порождает все живое, и нет ничего удивительного в том, что при крещении воды вновь производят жизнь... Всякие воды благодаря преимущественному поло¬жению, свойственному им изначально и закрепленному за ними в античные време¬на, участвуют таким образом в таинстве нашего спасения, как только над ними будет произнесено призывание Бога. И едва прозвучит мольба к Богу, как с небес спускается Святой Дух. Он спускается на воду и освящает ее своим присутствием. А освященная таким образом вода приобретает силу освящать других»7. В симво¬лике христианской традиции Святой Дух предстает в образе птицы — голубя, ко¬торый в семантике своего именования соединяет горнее с дольним, небесное с морским. Слиянность небесного и земного океанов закреплена не только в их еди¬ной колористической характеристике («голубой»), но и в пространственной катего¬рии их бездонной, безосновной глубины. Глубинная голубизна неба и моря, вопло¬щенная в амбивалентном образе голубя как небесного вестника и орнитоморфного облика души умершего, содержит в себе всю полноту космического устроения, запечатленного не только в космогонии и космологии Голубинной книги, но и в лексическом терминологическом словаре русской народной архитектуры — дере¬вянной модели мира. В северно-русских говорах глубина космической вертикали воплощается как в «голбце» — подполье, нижней (подземной) части дома, так и в «голбце» («голубнице») — потолке, связующем домашний микрокосмос с небом. «Голубец» («голубница») — это и надмогильный памятник (столп) с двускатной крышей8, которая иногда завершалась (венчалась) резными изображениями птиц — голубей. Медиативная ипостась птицы (голубя), связующей верх и низ мироздания, низводящей небо на землю и подъемлющей земное к небесному порождала орни-томорфный код морской культуры, уподоблявшей корабль птице с белыми крыла-ми-парусами, наполненным ветрами, — энергиями Святого Духа (по Голубиной книге — «ветры буйные от Святаго Духа»). Отсюда проистекает и особый культ птицы в морской культуре, отразившийся в архитектуре и ономастике корабля, в символике вещих морских предзнаменований, игравших важную роль в определе¬нии стратегии плавания.
Слитность небесного и земного океанов, зеркальность их отношений тем не менее не отменяют их раздельности, дифференцированности, восходящей еще к временам творения: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.