Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
И что
интересно: «подписи» индивидуумов, участвующих в экспериментах с ГСЧ,
появлялись опять в экспериментах с пинболом. Это означало, что
способности к ПК конкретного человека оставались неизменными от
эксперимента к эксперименту, в то время как способности разных людей
отличались друг от друга. Как отмечали Джан и Дюнн: «Хотя небольшая часть
результатов приближалась к вероятностным, в сумме они давали заметное
отклонение от научной теории» [6].
Джан и Дюнн полагают, что их открытия могут объяснить склонность
некоторых людей вызывать поломки в приборах и машинах. Одним из таких
людей был физик Вольфганг Паули, чьи способности в этом отношении стали
настолько легендарными, что физики прозвали явление «эффектом Паули».
Говорят, что одно только присутствие Паули в лаборатории могло привести к
взрыву стеклянного прибора или поломке измерительного устройства.
Известен случай, когда один физик написал Паули, что не может прямо
обвинить его в загадочном разрушении сложного прибора, поскольку Паули в
лаборатории в тот момент не было, но, как стало известно, именно в этот
момент Паули должен был проезжать в электричке мимо лаборатории! Джан и
Дюнн полагают, что известный «эффект гремлина», то есть часто отмечаемая,
например, пилотами и диспетчерами тенденция тщательно собранного
оборудования выходить из строя в самый неподходящий момент, может быть
также примером бессознательного действия ПК.
Если наше сознание способно вырваться из телесной оболочки и
изменить движение шариков или работу машины, то за счет какого рода
алхимии? Джан и Дюнн считают, что поскольку все известные физические
процессы характеризуются дуальностью волны/частицы, то вполне вероятно,
что и сознание обладает такой же природой. Если сознание ведет себя как
частица, оно локализовано в наших головах, однако его волновая природа,
как и в случае всех волновых явлений, может приводить к дистанционным
эффектам. По Джан и Дюнн, одним из таких дистанционных эффектов и
является ПК. Более того, сама реальность, возможно, есть не что иное, как
результат взаимодействия между волновой природой сознания и волновой
природой материи. Как и Бом, Джан и Дюнн не считают, что сознание или
материальный мир существуют изолированно или что ПК можно
рассматривать как передачу некоторой силы. «Вполне возможно, что по
отдельности сознание или его среда просто не существуют и мы не можем
говорить о "среде как таковой" или "сознании как таковом", – говорит Джан.
Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.