Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл


Открытие Девалуа было впоследствии подтверждено во многих
лабораториях мира, и хотя из него не следовало неопровержимых
доказательств голографичности мозга, все же оно предоставило достаточно
доказательств справедливости теории Прибрама.
Воодушевленный идеей о том, что зрительная часть коры головного
мозга реагировала не на паттерны, а на частоты различных волновых форм,
Прибрам занялся переоценкой роли, которую частота играла и для других
органов чувств.
Вскоре он понял, что важность этой роли была недооценена учеными
двадцатого века. За сто лет до открытия Девалуа немецкий физиолог и физик
Герман фон Гельмгольц показал, что ухо является анализатором частот.
Более поздние исследования обнаружили, что наш орган обоняния также, по-
видимому, основывается на так называемых осмических1 частотах.
Работы Бекеши наглядно продемонстрировали то, что наша кожа
чувствительна к вибрационным частотам; более того, он даже представил
некоторые данные, свидетельствующие об использовании частотного анализа
органом вкуса. Интересно, что Бекеши пришел к тем же математическим

преобразованиям Фурье и уравнениям, позволившим ему предсказать
реакцию подопытных на различные вибрационные частоты.
Танец как волновая форма
Но, наверное, самой поразительной находкой Прибрама были работы
русского ученого Николая Бернштейна, из которых следовало, что даже наши
физические движения могут быть закодированы в мозгу в виде волновых
форм Фурье. В 1930-х годах Бернштейн облачил участников затеянного им
эксперимента в черные костюмы и нарисовал белые точки на их локтях,
коленях и других суставах. Затем он расположил участников на черном фоне
и произвел киносъемку различных движений, как-то: танцы, ходьбу, прыжки,
удары молотом и печатание на машинке. Когда он проявил пленку, на экране
появились только белые точки, двигающиеся вверх и вниз по достаточно
сложным траекториям (см. рис. 6).
Чтобы зафиксировать и обработать различные линии, вычерчиваемые
точками, Бернштейн применил метод Фурье, преобразовав их в волновые
формы. К своему удивлению он обнаружил, что волновые формы содержат
скрытые паттерны, позволяющие предсказать следующее движение с
точностью до нескольких миллиметров.

Рис. 6. Русский исследователь Николай Бернштейн нарисовал белые
точки на танцорах и снял их танец на черном фоне. Когда он
преобразовал их движения в язык волновых форм, он обнаружил,
что их можно анализировать методом Фурье – тем же методом,
который использовал Габор для изобретения голограммы.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.