Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Даже само
пространство, включая такие понятия, как «близость», «расстояние» и
«удаленные места», создано мыслью. Но это не значит, что страна скрытых
имамов нереальна и состоит из пустоты. Она также не является продуктом
мысли только одного человека. Скорее, эта плоскость существования
создается воображением многих людей; тем не менее она едина, имеет свою
осязаемую вещественность и протяженность, свои леса, горы и даже города;
описанию этих моментов посвящено весьма немало суфийских сочинений.
Многим западным философам эта идея может показаться странной и
неприемлемой. Вот почему покойный Генри Корбин, признанный специалист
по мусульманской религии, профессор Сорбонны, для описания тонкого мира
изобрел термин «имагинальный», долженствующий подчеркнуть то, что мир,
создаваемый воображением, онтологически не менее реален, чем физическая
реальность. «Причина, вынудившая меня найти другое выражение, состоит в
многолетних поисках адекватного перевода арабских и персидских текстов,
смысл которых я несомненно исказил бы, если бы довольствовался термином
"воображаемый"1», – констатировал Корбин [84].
Ввиду имагинальной природы запредельной реальности суфии пришли к
выводу, что воображение само является свойством восприятия – идея,
которая проливает новый свет на то, почему субъект Уиттона материализовал
себя только после того, как начал думать, и почему визуализация производит
такой сильный эффект на здоровье и физическое состояние нашего тела. Это
также подтверждает веру суфиев в то, что человек может использовать
визуализацию – процесс, который они назвали «творческой молитвой», – для
изменения и перепрограммирования самой ткани судьбы.
В понимании суфиев бомовская идея импликативного и экспликативного
порядков означала, что запредельная область, несмотря на свои призрачные
свойства, представляет собой генеративную матрицу, порождающую целую
физическую вселенную; все вещи в мире земном возникают из этой духовной
реальности, утверждали суфии. Однако даже самые искушенные из них
дивились тому, как путем медитации и глубокого погружения в психику
можно было достичь внутреннего мира, который «развертывается и окружает
человека, показывая то, что сначала представлялось как внешнее и видимое»
[85].
Это откровение, конечно, – еще одна параллель между нелокальным и
голографическим свойствами реальности. В каждом из нас сокрыта вся
полнота небес. Более того, каждый из нас и есть небеса.
Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.