Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл

Паутина жизни.
Киев, «София», 2002). – Прим. перев.
традиции, по выражению Лео Шайя, швейцарского исследователя Каббалы,
«все творение представляет собой иллюзорную проекцию трансцендентных
аспектов Бога» [12]. Представление о том, что творение, произведенное
Богом, это иллюзия, отражено даже в еврейском языке: как указано в книге
«Зогар», каббалистическом комментарии тринадцатого века к Торе и
наиболее известном из иудейских эзотерических текстов, сам глагол «baro» –
«творить» – подразумевает «творить иллюзию» [13].
Мы находим голографические принципы и в шаманских традициях.
Гавайские кахуны говорят, что все во вселенной бесконечно взаимосвязано,
словно паутиной. Шаман, понимающий взаимосвязь всех вещей,
рассматривает себя как центр этой паутины, откуда он может влиять на
каждую частицу вселенной (интересно, что принцип майи в индуизме также
часто уподобляется паутине1) [14].
Как и Бом, который утверждает, что сознание всегда рождается из
импликативного, аборигены верят в то, что истинный источник сознания
лежит в трансцендентной реальности «спящего времени». Обычные люди не
сознают этого и думают, что их сознание заключено в их телах. Однако
шаманы знают, что это не так, – вот почему они могут устанавливать контакт
с тонкими уровнями реальности [15].
В племени догон из Судана также существует представление о
физическом мире как продукте более глубоких и фундаментальных уровней
реальности; этот мир непрерывно вытекает из первопричины своего
существования и втекает обратно. Как заметил один из старейшин племени:
«Вытащить, а потом вернуть то, что вытащено, – в этом вся жизнь» [16].
Действительно, идею импликативного/экспликативного можно найти
практически во всех шаманских традициях. В своей книге «Волшебник
четырех ветров: история шамана» Дуглас Шарон говорит следующее:
«Вероятно, центральная идея шаманизма, в каких бы уголках мира ее ни
находили, заключается в том, что все видимое в мире, живое и неживое,
происходит из первичной основы и ею питается. В конце концов все
возвращается в это невыразимое, загадочное, безличное существование»
[17].

Свеча и лазер
Конечно, самым замечательным свойством кусочка голографической
пленки является нелокальный способ записи изображения на ее поверхности.
Как мы видели, Бом считает, что вся вселенная организована подобным
образом, и приводит в качестве примера уже упоминавшийся мысленный
эксперимент с рыбой и двумя телевизионными камерами, иллюстрирующий
нелокальный характер вселенной.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.