Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл


Фасянь, основатель буддийской школы Хуаэн в седьмом веке, в попытке
описать предельную взаимосвязь и взаимопроникновение всех вещей привел
замечательную аналогию. Фасянь, который был убежден в том, что весь
космос свернут в каждой его части и каждая точка в космосе – его центр,
приравнял вселенную к многомерной цепи из драгоценностей, в которой
каждый камень отражает все остальные ad infinitum2 [24]. Когда императрица
By объявила, что она не понимает картины, которую обрисовал Фасянь, и
попросила его дать дальнейшие пояснения, Фасянь подвесил светильник с
горящей свечой в центре комнаты, обставленной зеркалами. Это, сказал он,
представляет собой отношение Одного ко Многому. Затем он взял
отполированный кристалл и расположил его в центре комнаты так, чтобы он
отражал все вокруг. Это, сказал он, представляет отношение Многого к
одному. Как и Бом, который утверждал, что вселенная – не просто
голограмма, а голодвижение, Фасянь подчеркивал, что его модель статична и
не отражает реальный динамизм космической взаимосвязи между
движущимися объектами вселенной [25].

Короче говоря, задолго до изобретения голограммы множество
мыслителей уже приходили к тому или иному, в соответствии с тем или иным
культурным контекстом, представлению о нелокальной организации
вселенной. При всей их якобы примитивности, очевидной для нас,
избалованных нынешними техническими достижениями, значимость таких
представлений не следует недооценивать. Например, известно, что немецкий
математик и философ семнадцатого века Лейбниц был знаком с буддийской
школой Хуаэн. Некоторые считают, что именно по этой причине он
предложил рассматривать вселенную как состоящую из универсальных
неделимых сущностей (entities), которые он назвал «монадами»; каждая
монада отражает всю вселенную. Весьма знаменательно, что именно Лейбниц
дал миру то самое интегральное исчисление, которое привело Габора к
открытию голограммы.

Будущее голографической теории
Итак, древняя идея, вошедшая в той или иной мере во все мировые
философские и метафизические системы, сделала полный круг. Но если
прозрения древних могли привести к изобретению голограммы, а изобретение
голограммы привело к формулированию голографической модели вселенной,
то к каким новым открытиям ведет сама модель? Мы видим на горизонте
несколько возможностей.
Голографический звук
Основываясь на прибрамовской голографической модели мозга,
аргентинский физиолог Хьюго Цукарелли недавно разработал новую систему
записи, позволяющую создавать голограммы из звука, а не из света.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.