Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Но, как мы уже видели,
некоторые аспекты этой теории намечались в различных древних культурах.
Это знаменательно в том смысле, что, стало быть, еще в древности, по
крайней мере интуитивно, вселенной уже приписывали голографические
свойства.
Например, идею Бома о том, что вселенную можно рассматривать как
состоящую из двух основных порядков, импликативного и экспликативного,
можно отыскать в нескольких древних культурах. Тибетские буддисты
называют два этих аспекта пустотой и не-пустотой. Не-пустота – это
реальность, состоящая из видимых предметов. Из пустоты, как и из
импликативного порядка, рождается все сущее и «льется непрерывным
потоком». Однако лишь пустота реальна, тогда как объективный мир
иллюзорен и существует исключительно благодаря непрерывному потоку
между двумя порядками [1].
В свою очередь, пустота определяется как «тонкая», «неделимая» и
«свободная от конкретных дефиниций». Поскольку она представляет собой
литую целостность (totality), ее нельзя описать словами [2]. Строго говоря,
не-пустоту также нельзя описать словами, поскольку она также является
цельной в том смысле, что сознание и материя перемешаны и неделимы.
Здесь скрыт парадокс, так как, несмотря на свою иллюзорную природу, не-
пустота все же содержит «бесконечно большой набор вселенных» – которые,
в свою очередь, обладают тем же свойством неделимости. Как заметил Джон
Блофельд, изучающий тибетскую культуру: «В такой вселенной существует
взаимное проникновение всех вещей; поэтому в не-пустоте, так же как и в
пустоте, часть – это также целое» [3].
Интересно, что тибетцы предвосхитили некоторые из идей Прибрама.
Согласно Миларепе, тибетскому йогу одиннадцатого века и наиболее
почитаемому тибетскому святому, причина нашей неспособности
непосредственно воспринимать пустоту заключается в «обусловленности»
нашего подсознания (или, как выражается Миларепа, «внутреннего
сознания»). Эта обусловленность не только удерживает нас от видения
«границы между сознанием и материей», или того, что мы называем
частотным диапазоном, но также заставляет нас формировать свое тело в
промежутке между инкарнациями. «В невидимой небесной сфере...
иллюзорное сознание – самый большой преступник», – пишет Миларепа,
учивший своих последователей «совершенному зрению и размышлению» для
постижения «Высшей Реальности» [4].
Дзэн-буддисты также признают неделимость высшей реальности, причем
главная цель дзэн, которой подчинено все остальное, – достичь этой
целостности.
Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.