Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Талбот Майкл

В
частной беседе Бом признает: он верит в то, что вселенная – сплошная
«мысль», а реальность существует постольку, поскольку мы мыслим [32].
Однако, опять-таки, он предпочитает не касаться темы чудес. Прибрам столь
же сдержан в своих комментариях по поводу отдельных явлений, но считает,
что существует ряд потенциально различных реальностей и сознание имеет
определенную свободу выбора. «Я не верю, что все возможно в этом мире,
однако уверен: существует множество миров, которых мы не понимаем» [33].
После многолетнего опыта с чудесными явлениями, полученного из
первых рук, Уотсон выражается смелее: «Я не сомневаюсь, что реальность –
это, в сущности, конструкт воображения. Я говорю не как физик,
занимающийся частицами, или даже не как знаток всех новейших открытий в
этой области, но думаю, что мы способны фундаментальным образом
изменить окружающий нас мир». (Уотсон, бывший одно время энтузиастом
голографической теории, сомневается, что какая-нибудь иная из
современных физических теорий может адекватно объяснить
сверхъестественные способности психики.) [34].
Несколько иного мнения сотрудник Калифорнийского университета в г.

Ирвин, профессор психиатрии и философии Гордон Глобус. Как считает
Глобус, голографическая теория справедлива в том смысле, что сознание
конструирует конкретную реальность из сырого материала импликативного
порядка. Глобус также был под сильным влиянием антрополога Карлоса
Кастанеды, широко известного в настоящее время благодаря своему опыту
посещения других миров с шаманом индейского племени доном Хуаном. В
противоположность Прибраму, Глобус считает, что кажущийся бесконечный
ряд «отдельных реальностей», которые испытал Кастанеда под руководством
дона Хуана, – и даже огромное разнообразие реальностей, которые мы видим
во сне, – скрыты в импликативном порядке. Более того, поскольку
используемые мозгом голографические механизмы для конструирования
реальности те же, что и при конструировании снов и описанных Кастанедой
реальностей, открывающихся измененному сознанию, он считает, что все три
типа реальностей в своей основе идентичны [35].

Создает ли сознание элементарные частицы или не создает – вот в чем
вопрос
Эти два противоположных мнения указывают еще раз на то, что
голографическая теория находится лишь в стадии формирования,
напоминающей образование вулканического острова в Тихом океане –
острова, чьи границы еще не установились. Хотя для некоторых ученых эта
несогласованность может быть объектом критики, следует помнить, что
теория эволюции Дарвина – одна из наиболее солидных и успешных научных
теорий – также все еще не завершена, и многие теоретики-эволюционисты
продолжают спорить о ее границах, интерпретации, регуляторных
механизмах и ответвлениях.


Данная книга публикуется только в целях ознакомления! Все права защищены.